Введение второго иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Формулировка целей и задач ФГОС второго поколения мало изменилась по отношению к первому поколению. Цели и задачи стандарта второго поколения.
Главная цель современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОС – коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую и социокультурную компетенции.
Чтобы достичь заявленную цель обучения, необходимо сначала разобраться в специфике самого предмета «иностранный язык»:
иностранный язык является средством общения в обычных ситуациях;
при изучении иностранного языка обучающиеся получают представление о культуре других стран через язык.
В процессе обучения иностранному языку закладывается личностно- деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Соответственно, из цели урока вытекает одна из самых главных задач: научить учащихся общаться на иностранном языке, высказывать своё мнение о том, что их окружает и волнует. Учителю необходимо создать такие условия, в которых обучающиеся действительно начнут говорить, а не механически выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-то в отдалённом будущем заговорить на иностранном языке.
«Мои ученики будут узнавать новое, не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача- помочь им раскрываться, развивать собственные идеи»
И.Г. Песталлоци (швейцарский педагог)
Сегодня каждый урок должен нести заряд, позволяющий решать новые задачи, достигать новых успехов.
Главной задачей учителя является заинтересованность учащихся в предмете, , чтобы он осознал смысл изучения своего предмета- иностранного языка.
Урок иностранного языка станет интересен тогда, когда он будет современен, «актуален» как для учителя, так и для учащихся.
Актуальный (по С.И. Ожегову) – «важный, существенный для настоящего времени». Это означает, что при разработке современного урока обязательно должны закладываться основы для будущего.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения определяют для учителей новые требования для достижения педагогических целей, отвечающие потребностям современного общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность правил и требований, которые должны последовательно реализоваться в начальных, средних, высших учебных заведениях, состоящих на госаккредитации. Это образовательные программы для всех уровней обучения, которые содержат в себе нормы и стандарты для образовательных учреждений, требуемые государством. Разработка образовательных стандартов осуществляется в соответствии с актуальными и перспективными потребностями каждого гражданина, общества и государства в целом.
ФГОС в изучении иностранных языков: цели и задачи.
Формулировка целей и задач ФГОС второго поколения мало изменилась по отношению к первому поколению.
Главная цель современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОС
- коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую и социокультурную компетенции.
Специфика предмета «иностранный язык»:
Иностранный язык является средством общения в обычных ситуациях;
При изучении иностранного языка обучающиеся получают представление о культуре других стран через язык.
В процессе обучения иностранному языку закладывается личностно - деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Из цели урока вытекает одна из самых главных задач: научить обучающихся общаться на иностранном языке, высказывать свое мнение о том, что их окружает и волнует. Учителю необходимо создать такие условия, в которых обучающиеся действительно начнут говорить, а не механически выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-то в отдаленном будущем заговорить на иностранном языке.
Для стимулирования развития коммуникативных навыков, нужно подобрать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать заявленной цели.
Неоценимую помощь в рамках ФГОС окажет использование на уроках иностранного языка: поговорок и песен, компьютерных программ, использование на уроках активных методов обучения, использование электронных образовательных ресурсов, проектная и исследовательская деятельность.
ФГОС направлены на пробуждение интереса учащихся к предмету, повышение мотивации к учению, способствованию развитию социокультурной компетенции учащихся. У обучающихся вырабатывается практическая потребность в использлвании иностранного языка в повседневной жизни, но не в качестве таким образом, чтобы владение языком считалось не чем- то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем. То есть, правильное применение на практике ФГОС должно создать такой импульс в процессе изучения предмета, что его применение на практике станет естественным и гармоничным.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки, в отличие от классической системы обучения, должны строиться по совершенно иной схеме.
Развитие обучающегося при пассивном восприятии учебного материала невозможно с максимальной отдачей, с максимальным коэффициентом полезного действия.
Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Только собственное активное действие станет базой, основой формирования в будущем его самостоятельности.
Образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих активное действие.
Второй и не менее значимой задачей современного урока и урока иностранного языка в частности - дать возможность обучающимся самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, а также оценивать свою работу, свои достижения.
Таким образом, осуществляется процесс постепенного перехода от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с поэтапной работой со знаниями:
-в начальной школе у обучающихся формируются первичные навыки самостоятельного поиска знаний,
-в основной школе обучающиеся учатся самостоятельно осуществлять навигацию по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач,
-в старшей школе обучающиеся получают возможность применять полученные знания в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофильном уровне подготовки.
Особенно необходимо отметить при преподавании иностранного языка обязателен индивидуально дифференцированный подход - как один из наиболее признанных в современной педагогике
Проблема индивидуально-дифференцированного обучения на уроках, мы говорим применительно к урокам немецкого языка, остается актуальной сегодня в условиях нашей современной школы. Но именно этот подход может помочь в ликвидации пробелов обучающихся, нет учеников плохих или хороших, они просто разные. Особенно с переходом на ФГОС и его системно-деятельностным подходом. Учитель должен формировать различные УУД, а так же должен раскрывать потенциал обучающихся, раскрывать личность.
Актуальность дифференцированного обучения определяется целым рядом обстоятельств, одним из которых является обновление, модернизация современной школы. Смена мирового сообщества, общественного развития вызвала существенные изменения в образовании и сформулировала новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Уходят в прошлое времена, когда отечественная школа была ориентирована на «среднего» ученика, которого в природе вообще не существует. Поэтому стандартный подход учителя к обучающимся, долгое время практиковавшийся в нашей школе, фактически игнорировал индивидуальные природные особенности обучающихся, насаждал стремление к «усредненности» количественной оценки результатов, искусственно задерживал развитие способностей детей.
Задачей сегодняшней школы является обеспечение каждому обучающемуся своей образовательной траектории на основе осознания своих возможностей и имеющегося выбора содержания и форм образовательной деятельности.
Проблема дифференцированного обучения не нова, она стала сегодня особенно актуальной в связи с гуманизацией образования, максимальной индивидуализацией, ориентацией на личность. Индивидуально дифференцированный подход - одно из основных средств развития индивидуальности, т.к. только он создает условия для максимального развития детей с разным уровнем познавательных процессов, с разными интересами к обучению.
В настоящее время очень интенсивно ведутся разработки технологий дифференцированного обучения по разным направлениям. Это и углубленное изучение предметов, и профильное обучение и обучение по способностям, по интересам и т. д. Дифференциация охватывает все возрастные этапы школьного обучения: начальную, среднюю, старшую ступени школы.
Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития обучающихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а именно создание условий для развития личности обучающихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Дифференцированный подход - это система приемов и форм педагогического воздействия по изучению, учету и развитию индивидуальных особенностей, работающих по единой учебной программе.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Учителя-практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Можно разбить эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
2.Выделение отдельных групп обучающихся, отличающихся:
различным уровнем усвоения материала на данный момент;
уровнем работоспособности и темпом работы;
особенностями уравновешенности.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают обучающимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп обучающихся. Правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а деление их на три условные группы.
1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Вывод: дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности обучающихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.
Хотелось бы подвести итог своей практической деятельности как учителя немецкого языка. Четвертый год я работаю по данной методической теме. При введении второго иностранного (немецкого) языка с 5-го класса детям проще изучать второй язык, т.к. со второго класса, изучая английский язык, некоторые языковые явления они переносят с английского на немецкий язык. Методика преподавания языка дает хорошую возможность познакомиться с темами, близкими возрасту обучающихся. Это и семья, и сверстники, и мои планы на будущее и т.д.
В своей работе я применяю индивидуально - дифференцированный подход. В группе занимается до 24 человек. Поэтому и задания для детей дифференцированные.
Особо хотелось бы остановиться на уроке работы с песней. Я владею аккордеоном и много лет принимаем участие с детьми в районной «Фонетической карусели». (Песни, стихи, сценки).
Есть много приемов работы с песней с использованием индивидуально= дифференцированного подхода. Например:
Одна группа получает задание на перевод текста песни.
Вторая найти соответствие предложений и картинок.
Следующая группа- составление ассоциаграммы.
Актуальными на уроках немецкого языка являются проекты. Это задание есть почти в каждой теме. Обучающиеся готовят индивидуальные или групповые проекты с защитой. Например: «Мое любимое место», «Мои каникулы», «Профессия моей мечты», «Дом моей мечты», «Квартира моей мечты», «Мое любимое блюдо».
При изучении второго иностранного языка обучающиеся приобщаются к новой культуре, культуре другого народа. Знакомятся с традициями и обычаями, городами, выдающимся учеными, спортсменами, актерами этого народа. Учатся уважению и толерантности. Учатся ведению диалога в различных ситуациях, а также монологическим высказываниям по темам.
Хотелось отметить, что есть большое число сайтов в помощь преподавания немецкого языка как второго иностранного языка.
Приложение 1
Приложение 2
5