СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный контроль в 9 классе по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Предлагаемый вводный контроль разработан в соответствии с требованиями ФГОС и  содержит разные по форме задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, которые позволят постепенно готовиться к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Вводный контроль в 9 классе по биологии»


Вводный контроль по биологии в 9 классе


Куравина Татьяна Леонидовна,

учитель биологии

МБОУ «Борисовская СОШ №1

имени Героя Советского

Союза А. М. Рудого»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемый вводный контроль разработан в соответствии с требованиями ФГОС и содержит разные по форме задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, которые позволят постепенно готовиться к итоговой аттестации.


Вариант 1

1. Выберите три правильных ответа из шести предложенных. (3 балла)

К группе соединительных тканей относятся: А) костная ткань; Б) гладкие мышцы; В) кровь; Г) железистая ткань; Д) хрящ; Е) эпидермис



2. Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся. (5 баллов)

Кости Тип

А) затылочная кость черепа 1) плоские

Б) малая берцовая кость 2) трубчатые

В) тазовые кости

Г) локтевые кости

Д) височные кости черепа

Е) лучевая кость



3. Установите последовательность этапов прохождения воздуха по дыхательной системе: А) трахея; Б) носовая полость; В) бронхи; Г) носоглотка; Д) лёгкие; Е) гортань

(6 баллов)

4. В при­ведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся вза­и­мо­связь. (2 балла)

Целое

Часть

кро­ве­нос­ная си­сте­ма

серд­це

...

био­це­ноз



 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

1) почва

2) рас­те­ния

3) ареал

4) био­сфе­ра


5. Вставь­те в текст «Кровь» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. (5 баллов)


Кровь

 

Кровь – это жид­кая ________(А) ткань, со­сто­я­щая из ________(Б) и ________(В), в ко­то­рой рас­тво­ре­ны ми­не­раль­ные и ________(Г) ве­ще­ства. Кровь, ________(Д) и тка­не­вая жид­кость об­ра­зу­ют внут­рен­нюю среду ор­га­низ­ма.

Пе­ре­чень тер­ми­нов

1) лимфа

2) фор­мен­ный эле­мент

3) эрит­ро­цит

4) плаз­ма

5) со­еди­ни­тель­ный

6) тром­бо­цит

7) ор­га­ни­че­ский

8) вода

 

6. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии, запасённой в жирах, от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ской на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у – доля ис­поль­зо­ван­ной энер­гии, запасённой в жирах (в %)). (2 балла)

 

 

Какой про­цент будет со­став­лять энер­гия, запасённая в жирах, на 25-й ми­ну­те фи­зи­че­ской ра­бо­ты?

1) 48 %

2) 50 %

3) 56 %

4) 63 %


7. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «При­ма­ты», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы. (2 балла)

1) Ка­ко­во зна­че­ние паль­цев?

2) Можно предположить, что приматы «социальные» животные, почему?


При­ма­ты

 

При­ма­ты – оби­та­те­ли тро­пи­ков. Боль­шин­ство из них живёт в гу­стых за­рос­лях тро­пи­че­ских лесов. Обе­зья­ны ак­тив­ны днём. Живут они ста­да­ми, во главе стада стоит силь­ный самец, а осталь­ные самцы, самки и под­рас­та­ю­щие детёныши за­ни­ма­ют под­чинённое по­ло­же­ние.

В от­ли­чие от дру­гих дре­вес­ных жи­вот­ных, цеп­ля­ю­щих­ся за ветви ост­ры­ми ког­тя­ми, при­ма­ты об­хва­ты­ва­ют ветку длин­ны­ми, хо­ро­шо раз­ви­ты­ми паль­ца­ми. На пе­ред­них и зад­них ко­неч­но­стях при­ма­тов пер­вый (боль­шой) палец может про­ти­во­по­став­лять­ся осталь­ным. Это поз­во­ля­ет жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать паль­ца­ми самые мел­кие пред­ме­ты. Вме­сто ког­тей на паль­цах обе­зьян раз­ви­ты плос­кие ногти. По­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­ном ося­за­ния, так же как и оголённые ла­до­ни и по­дош­вы стопы.



Критерии оценивания

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8-17

18-22

23-25



Вводный контроль по биологии в 9 классе

Вариант 2

  1. Выберите три правильных ответа из шести предложенных. (3 балла)

К органам пищеварительной системы относятся: А) желудок; Б) почки; В) печень; Г) гортань; Д) толстый кишечник; Е) диафрагма

2.Установите соответствие между типами темперамента и их характеристиками. (5 баллов)

Характеристики Темперамент

А) общительность 1) холерик

Б) эмоциональность 2) меланхолик

В) неуверенность в себе 3) флегматик

Г) вспыльчивость

Д) медлительность

3. Установите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта у человека: А) пищевод; Б) желудок; В) ротовая полость; Г) глотка; Д) толстый кишечник; Е) тонкий кишечник (6 баллов)


4. Между био­ло­ги­че­ски­ми объ­ек­та­ми и функ­ци­я­ми, ко­то­рые они вы­пол­ня­ют, су­ще­ству­ет опре­делённая связь. Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в при­ведённой таб­ли­це? (2 балла)

 

ОБЪ­ЕКТ

ФУНК­ЦИЯ

хро­мо­со­ма

...

ге­мо­гло­бин

транс­порт газов


1) транс­порт пи­та­тель­ных ве­ществ

2) фо­то­син­тез

3) хра­не­ние на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции

4) био­син­тез белка


5. Вставь­те в текст «Про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти листа» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. (5 баллов)

 

Про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти листа

 

В про­цес­се ды­ха­ния рас­те­ния, как и все про­чие ор­га­низ­мы, по­треб­ля­ют ___________ (А), а вы­де­ля­ют ___________ (Б) и пары воды. Од­но­вре­мен­но в ли­стьях осу­ществ­ля­ет­ся про­цесс ___________ (В), при ко­то­ром также об­ра­зу­ет­ся га­зо­об­раз­ное ве­ще­ство. Все газы уда­ля­ют­ся через ___________ (Г) ли­стьев. Ли­стья обес­пе­чи­ва­ют ис­па­ре­ние. Они пре­пят­ству­ют пе­ре­гре­ва­нию ли­сто­вой пла­стин­ки.

Пе­ре­чень тер­ми­нов

1) жилка 2) кис­ло­род 3) ко­жи­ца 4) по­гло­ще­ние

5) уг­ле­кис­лый газ 6) устьи­ца 7) фо­то­син­тез 8) че­че­вич­ка

 

6. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энер­гии гли­ко­ге­на от про­дол­жи­тель­но­сти фи­зи­че­ский на­груз­ки (по оси х от­ло­же­на про­дол­жи­тель­ность фи­зи­че­ской на­груз­ки (в мин.), а по оси у — ко­ли­че­ство ис­поль­зо­ва­ния гли­ко­ге­на от дру­гих источ­ни­ков энер­гии в клет­ке (%)). (2 балла)



Через сколь­ко минут зна­че­ние ис­поль­зо­ва­ния энер­гии гли­ко­ге­на будет со­став­лять 60%?

 

1) 5 мин.

2) 8 мин.

3) 10 мин.

4) 12 мин.


7. Поль­зу­ясь тек­стом «Про­стей­шие − воз­бу­ди­те­ли бо­лез­ней че­ло­ве­ка» и соб­ствен­ны­ми зна­ни­я­ми, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы. (2 балла)

1) По­че­му борь­ба с при­род­но-оча­го­вы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми слож­нее, чем с ан­тро­по­но­за­ми?

2) Кто яв­ля­ет­ся пе­ре­нос­чи­ка­ми ма­ля­рии и сон­ной бо­лез­ни?

«Про­стей­шие − воз­бу­ди­те­ли бо­лез­ней че­ло­ве­ка»

Про­стей­шие — воз­бу­ди­те­ли бо­лез­ней че­ло­ве­ка. Среди про­стей­ших ор­га­низ­мов мно­гие пред­став­ля­ют опас­ность для че­ло­ве­ка. Ди­зен­те­рий­ные амёбы вы­зы­ва­ют рас­строй­ства ки­шеч­ни­ка, три­па­но­со­мы — сон­ную бо­лезнь, ма­ля­рий­ный плаз­мо­дий — ма­ля­рию.

За­бо­ле­ва­ния, ко­то­рые пе­ре­но­сят­ся к че­ло­ве­ку жи­вот­ны­ми, на­зы­ва­ют­ся при­род­но-оча­го­вы­ми. Они су­ще­ство­ва­ли и су­ще­ству­ют в при­ро­де все­гда. Ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния, пе­ре­да­ю­щи­е­ся от че­ло­ве­ка к че­ло­ве­ку, на­зы­ва­ют­ся ан­тро­по­но­за­ми (ан­тро­по — че­ло­век). При­ме­ра­ми таких за­бо­ле­ва­ний слу­жат оспа, СПИД, грипп.

При­род­но-оча­го­вое за­бо­ле­ва­ние пред­став­ля­ет собой слож­ную си­сте­му, со­сто­я­щую из воз­бу­ди­те­ля, хо­зя­и­на и пе­ре­нос­чи­ка. К этим за­бо­ле­ва­ни­ям от­но­сят­ся ма­ля­рия, чума, кле­ще­вой эн­це­фа­лит.



Критерии оценивания

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8-17

18-22

23-25

















Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС



воп

роса

Выпускник научится / получит возможность научиться

или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС

Балл

Предметные результаты/ учащиеся должны знать (уметь)

1

Умение проводить множественный выбор

3

Основные признаки организма человека, основные ткани и органы пищеварительной системы человека

2

Умение устанавливать соответствие

5

Особенности ВНД человека, признаки типов нервной системы; строение костей человека

3

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

6

Особенности строения пищеварительной и дыхательной системы человека

4

Находить нужную информацию, представленную в таблицах; находить явные и скрытые связи между представленными объектами, строить на основании сравнений собственные умозаключения

2

Знать био­ло­ги­че­ски­е объ­ек­ты и функ­ци­и, которые они выполняют

5

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. Смысловое чтение

5

Признаки транспорта веществ в организме человека, свойства, состав, функции крови; сущность процесса дыхания у растений, сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания у растений

6

Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме

2

Знать за­ви­си­мо­сть ис­поль­зо­ва­ния ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка энергии до и после про­дол­жи­тель­ной фи­зи­че­ской на­груз­ки

7

Находить нужную информацию, представленную в явном или в скрытом виде; проводить анализ и обобщать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию

2

Паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики; особенности строения человекообразных обезьян


Всего 7 заданий

Максимальный балл- 25

Время выполнения вводного контроля- 20 минут



Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8-17

18-22

23-25

































Используемые ресурсы:

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров), Москва. Дрофа, 2013

  2. https://bio-oge.sdamgia.ru/ «Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина – 2017: задания, ответы, решения


10