Вводный контроль по биологии в 9 классе
Куравина Татьяна Леонидовна,
учитель биологии
МБОУ «Борисовская СОШ №1
имени Героя Советского
Союза А. М. Рудого»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый вводный контроль разработан в соответствии с требованиями ФГОС и содержит разные по форме задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, которые позволят постепенно готовиться к итоговой аттестации.
Вариант 1
1. Выберите три правильных ответа из шести предложенных. (3 балла)
К группе соединительных тканей относятся: А) костная ткань; Б) гладкие мышцы; В) кровь; Г) железистая ткань; Д) хрящ; Е) эпидермис
2. Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся. (5 баллов)
Кости Тип
А) затылочная кость черепа 1) плоские
Б) малая берцовая кость 2) трубчатые
В) тазовые кости
Г) локтевые кости
Д) височные кости черепа
Е) лучевая кость
3. Установите последовательность этапов прохождения воздуха по дыхательной системе: А) трахея; Б) носовая полость; В) бронхи; Г) носоглотка; Д) лёгкие; Е) гортань
(6 баллов)
4. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. (2 балла)
Целое | Часть |
кровеносная система | сердце |
... | биоценоз |
| |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) почва
2) растения
3) ареал
4) биосфера
5. Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. (5 баллов)
Кровь
Кровь – это жидкая ________(А) ткань, состоящая из ________(Б) и ________(В), в которой растворены минеральные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
Перечень терминов
1) лимфа
2) форменный элемент
3) эритроцит
4) плазма
5) соединительный
6) тромбоцит
7) органический
8) вода
6. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии, запасённой в жирах, от продолжительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у – доля использованной энергии, запасённой в жирах (в %)). (2 балла)

Какой процент будет составлять энергия, запасённая в жирах, на 25-й минуте физической работы?
1) 48 %
2) 50 %
3) 56 %
4) 63 %
7. Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы. (2 балла)
1) Каково значение пальцев?
2) Можно предположить, что приматы «социальные» животные, почему?
Приматы
Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днём. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детёныши занимают подчинённое положение.
В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголённые ладони и подошвы стопы.
Критерии оценивания
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-7 | 8-17 | 18-22 | 23-25 |
Вводный контроль по биологии в 9 классе
Вариант 2
Выберите три правильных ответа из шести предложенных. (3 балла)
К органам пищеварительной системы относятся: А) желудок; Б) почки; В) печень; Г) гортань; Д) толстый кишечник; Е) диафрагма
2.Установите соответствие между типами темперамента и их характеристиками. (5 баллов)
Характеристики Темперамент
А) общительность 1) холерик
Б) эмоциональность 2) меланхолик
В) неуверенность в себе 3) флегматик
Г) вспыльчивость
Д) медлительность
3. Установите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта у человека: А) пищевод; Б) желудок; В) ротовая полость; Г) глотка; Д) толстый кишечник; Е) тонкий кишечник (6 баллов)
4. Между биологическими объектами и функциями, которые они выполняют, существует определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице? (2 балла)
ОБЪЕКТ | ФУНКЦИЯ |
хромосома | ... |
гемоглобин | транспорт газов |
1) транспорт питательных веществ
2) фотосинтез
3) хранение наследственной информации
4) биосинтез белка
5. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. (5 баллов)
Процессы жизнедеятельности листа
В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.
Перечень терминов
1) жилка 2) кислород 3) кожица 4) поглощение
5) углекислый газ 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка
6. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования гликогена от других источников энергии в клетке (%)). (2 балла)

Через сколько минут значение использования энергии гликогена будет составлять 60%?
1) 5 мин.
2) 8 мин.
3) 10 мин.
4) 12 мин.
7. Пользуясь текстом «Простейшие − возбудители болезней человека» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы. (2 балла)
1) Почему борьба с природно-очаговыми заболеваниями сложнее, чем с антропонозами?
2) Кто является переносчиками малярии и сонной болезни?
«Простейшие − возбудители болезней человека»
Простейшие — возбудители болезней человека. Среди простейших организмов многие представляют опасность для человека. Дизентерийные амёбы вызывают расстройства кишечника, трипаносомы — сонную болезнь, малярийный плазмодий — малярию.
Заболевания, которые переносятся к человеку животными, называются природно-очаговыми. Они существовали и существуют в природе всегда. Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку, называются антропонозами (антропо — человек). Примерами таких заболеваний служат оспа, СПИД, грипп.
Природно-очаговое заболевание представляет собой сложную систему, состоящую из возбудителя, хозяина и переносчика. К этим заболеваниям относятся малярия, чума, клещевой энцефалит.
Критерии оценивания
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-7 | 8-17 | 18-22 | 23-25 |
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС
№ воп роса | Выпускник научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС | Балл | Предметные результаты/ учащиеся должны знать (уметь) |
1 | Умение проводить множественный выбор | 3 | Основные признаки организма человека, основные ткани и органы пищеварительной системы человека |
2 | Умение устанавливать соответствие | 5 | Особенности ВНД человека, признаки типов нервной системы; строение костей человека |
3 | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 6 | Особенности строения пищеварительной и дыхательной системы человека |
4 | Находить нужную информацию, представленную в таблицах; находить явные и скрытые связи между представленными объектами, строить на основании сравнений собственные умозаключения | 2 | Знать биологические объекты и функции, которые они выполняют |
5 | Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. Смысловое чтение | 5 | Признаки транспорта веществ в организме человека, свойства, состав, функции крови; сущность процесса дыхания у растений, сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания у растений |
6 | Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме | 2 | Знать зависимость использования организмом человека энергии до и после продолжительной физической нагрузки |
7 | Находить нужную информацию, представленную в явном или в скрытом виде; проводить анализ и обобщать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию | 2 | Паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики; особенности строения человекообразных обезьян |
Всего 7 заданий
Максимальный балл- 25
Время выполнения вводного контроля- 20 минут
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-7 | 8-17 | 18-22 | 23-25 |
Используемые ресурсы:
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров), Москва. Дрофа, 2013
https://bio-oge.sdamgia.ru/ «Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина – 2017: задания, ответы, решения
10