СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборочное изложение по повести "Станционный смотритель"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выборочное изложение по повести "Станционный смотритель"»

Выборочное изложение  по повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина

Выборочное изложение по повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина

Дайте определние! интерьер изображение природы или какой-либо местности. пейзаж изображение человека либо группы людей. портрет живописное изображение внутреннего содержания здания, комнаты.

Дайте определние!

интерьер

изображение природы или какой-либо местности.

пейзаж

изображение человека либо группы людей.

портрет

живописное изображение внутреннего содержания здания, комнаты.

Для чего писатели описывают помещение, в которых живут герои?

Для чего писатели описывают помещение, в которых живут герои?

Повесть «Станционный смотритель»

Повесть «Станционный смотритель»

В произведении А.С.Пушкина

В произведении А.С.Пушкина "Станционный смотритель" рассказывается о легкомыслии единственной дочери смотрителя – Самсона Вырина . Дуня помогала отцу, обслуживала дворян, когда те останавливались у него и ждали лошадей. Но однажды она влюбилась в одного из дворян и уехала с ним без ведома отца. Ее отец не мог себе места найти и слег , ведь все, что у него было – это любимая дочь. В поисках дочери он отправляется пешком в Петербург , узнав из подорожной, куда направлялся ротмистр Минский. После недолгого разговора Минский дал Вырину немного денег и выпроводил его . Он ушел в глубоком горе, ведь Дуня была его единственной радостью и утешением, поэтому, когда ее не стало рядом, смотритель умер от горя : из его жизни ушло все самое дорогое , что у него было . Дуня потом приходила на кладбище к покойному отцу, но что толку, ведь его все равно не вернуть.

Работа с текстом Прочитайте розданный текст (1 и 2 часть). Определите тип речи. Озаглавьте отрывок изложения. Что содержат оба текста? Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? Все ли выделенные слова вам знакомы? Попробуйте дать им толкование.

Работа с текстом

  • Прочитайте розданный текст (1 и 2 часть).
  • Определите тип речи.
  • Озаглавьте отрывок изложения.
  • Что содержат оба текста?
  • Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом?
  • Все ли выделенные слова вам знакомы?
  • Попробуйте дать им толкование.

Словарная работа  * Определите, к какому виду лексики принадлежат слова? (историзмы или архаизмы?) Смотритель – должностное лицо , которому поручено заведывание (управление) чем-либо, надзор, присмотр, наблюдение за чем-нибудь. Подорожная – документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство. Смиренный – исполненный смирения, проникнутый смирением (« скромность духа; отсутствие гордыни; кротость»). Рубище – это старая, рваная или изношенная одежда из грубой материи. Трапеза – (застолье) вкушение пищи с соблюдением благочестия. Шлафор – длинное мужское утреннее платье,  халат. Бальзамин – вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства бальзаминовых. Сюртук – длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.   Ветхость – состояние разрушения, старости.

Словарная работа * Определите, к какому виду лексики принадлежат слова? (историзмы или архаизмы?)

  • Смотритель должностное лицо , которому поручено заведывание (управление) чем-либо, надзор, присмотр, наблюдение за чем-нибудь.
  • Подорожная документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство.
  • Смиренный исполненный смирения, проникнутый смирением (« скромность духа; отсутствие гордыни; кротость»).
  • Рубище это старая, рваная или изношенная одежда из грубой материи.
  • Трапеза (застолье) вкушение пищи с соблюдением благочестия.
  • Шлафор длинное мужское утреннее платье,  халат.
  • Бальзамин вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства бальзаминовых.
  • Сюртук длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.  
  • Ветхость состояние разрушения, старости.

Работа с текстом Как автор назвал комнату героя? Почему? Отличаются ли описания комнаты? Почему, как думаете, автор 2 разных описал одно и тоже помещение? С помощью чего мы можем понять, что настроение героя и автора изменилось? найдите слова, подтверждающие, что комната и настроение изменились. Зафиксируем их в таблице .

Работа с текстом

  • Как автор назвал комнату героя? Почему?
  • Отличаются ли описания комнаты?
  • Почему, как думаете, автор 2 разных описал одно и тоже помещение?
  • С помощью чего мы можем понять, что настроение героя и автора изменилось?
  • найдите слова, подтверждающие, что комната и настроение изменились. Зафиксируем их в таблице .
Работа с текстом Комната после… «тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына » .  «на окнах уже не было цветов » . «стол и кровать стояли на прежних местах » . «всё кругом показывало ветхость и небрежение» «..как он постарел! » , «седина, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленная спина» «бодрого мужчину в хилого старика » «смотритель спал под тулупом» Комната до… «…картинки, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына».  «горшки с бальзамином » «кровать с пёстрой занавескою »   «самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого » «длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах »

Работа с текстом

  • Комната после…

«тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына » .

«на окнах уже не было цветов » .

«стол и кровать стояли на прежних местах » .

«всё кругом показывало ветхость и небрежение»

«..как он постарел! » , «седина, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленная спина»

«бодрого мужчину в хилого старика »

«смотритель спал под тулупом»

  • Комната до…

«…картинки, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына».

«горшки с бальзамином »

«кровать с пёстрой занавескою »

«самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого »

«длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах »

Что автор хотел нам сказать этим примером  перемены интерьера?

Что автор хотел нам сказать этим примером перемены интерьера?

План выборочного изложения  Цель нашего выборочного изложение – описать комнату и состояние героя до и после. Какие фрагменты текста нам будут нужны? ВНИМАНИЕ: изложение должно быть от 3-го лица. Я (автор) = ОН. Сложный план изложения 1. Приезд на станцию. 2. Красавица Дуня. 3.«Смиренная обитель»: а) картинки на стене; б) прочие предметы. 4. Вторая встреча. . 5. Вывод. Что автор хотел нам показать такими  изменениями в интерьере  комнаты станционного смотрителя?

План выборочного изложения Цель нашего выборочного изложение – описать комнату и состояние героя до и после.

  • Какие фрагменты текста нам будут нужны?
  • ВНИМАНИЕ: изложение должно быть от 3-го лица. Я (автор) = ОН.

Сложный план изложения

1. Приезд на станцию.

2. Красавица Дуня.

3.«Смиренная обитель»: а) картинки на стене; б) прочие предметы.

4. Вторая встреча. .

5. Вывод. Что автор хотел нам показать такими  изменениями в интерьере  комнаты станционного смотрителя?

УДАЧНОЙ РАБОТЫ!

УДАЧНОЙ РАБОТЫ!