Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Ужасно интересно всё то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Запишите пословицу и объясните ее смысл. На доске: Учиться всегда пригодится | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Проверка домашнего задания | Парная. Словесный. Чтение | Организует взаимопроверку домашнего задания | Сверяют вставленные буквы и слова | Р – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера | Упраж- нение |
IV. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Рассмотрите схему строения слова на форзаце учебника. С какими частями слова мы уже | Рассматривают схему. Называют изу- ченные части слова | П – понимают информацию, представленную в изобразительной, графи- | Фронтальный (беседа по во- |
| | достаточно хорошо познако- мились. – Что такое корень? – Что такое окончание? – С какими частями слова только предстоит познакомиться? | (корень, окончание), дают их определение | ческой форме, переводят ее в словесную форму. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу. К – участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности | просам). Индивидуальный (устное определение корня, окончания) |
V. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Рассмотрите иллюстрации на с. 84. Ответьте на вопросы, предложенные в упр. 153. – С какой частью слова нам предстоит познакомиться? | Выполняют задание упражнения. Высказывают предположение о теме и целях урока | Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Фронтальный (беседа по во- просам) |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знакомство с определением приставки | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Что же такое приставка? Сформулируйте определения, опираясь на ваши наблюдения и вопросы: • Где находится приставка? • Для чего служит приставка? – Прочитайте определение приставки (с. 84) и сравните его с вашим. – Почему приставка – значимая часть слова? | Формулируют опре-деление, руководствуясь предложенными вопросами и собственными наблюдениями. Читают определение в учебнике. Объясняют, что приставка – значимая часть, так как образует новые слова и вносит в слово новое лексическое значение | Пр. – знают определение приставки, умеют отличать ее от других частей слова. П – осознают познавательную задачу, решают ее; осуществляют синтез как составление из частей целого; строят несложные рассуж-дения, делают выводы. Р – выполняют учебные действия в громкоречевой форме | Фронтальный (беседа по вопросам). Правильная формули-ровка определения приставки |
2. Знакомство с некоторыми приставками с единообразным написа- нием | Коллективная. Индивидуальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо | – Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково (упр. 154). – Образуйте от данных слов новые с помощью приставок. (Первые три слова – комменти-рованное письмо, остальные – самостоятельная работа.) – Выполните упр. 109 в рабочей тетради | Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют письменную работу (упр. 154 учебника, упр. 109 в рабочей тетради) | Пр. – знают приставки с единообразным написа-нием; умеют образовывать слова с заданными при-ставками. П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Р – овладевают способами решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи | Фронтальный (беседа по вопросам). Правильное выполнение письменных заданий. Индивидуальный (комментирование выполняемых действий) |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес | Выполняют движения под руководством учителя: при указании на слова, в которых есть приставка, поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет – приседают | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
3. Как найти в слове приставку? (Знакомство с последовательностью действий.) Выполнение упр. 155 учебника | Парная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, комментированное письмо | – Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку? Найдите в учебнике (с. 86) ответ на этот вопрос. – Пользуясь полученным знанием, найдите в упр. 155 учебника глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки | Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками из упр. 155 учебника, находят и обозначают приставки | Пр. – знают порядок действий для нахождения при-ставки в слове. П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения. Р – учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения | Индивидуальный (правильная после-довательность действий при нахождении приставки). Фронтальный |
VII. Закрепление знаний и способов действий. 1. Выполнение задания в рабочей тетради (упр. 112) | Парная. Словесный. Чтение | – Работая в парах, ответьте на вопросы упр. 112. Проверяет правильность выполнения задания, заслушивая устные ответы учащихся | Выполняют задание (устно отвечают на поставленные в упражнении вопросы) | Р – выполняют учебные действия в громкоречевой форме. К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Индивидуальный (ответы на вопросы упраж- нения) |
2. Выполнение задания в рабочей тетради (упр. 109) | Фронтальная. Самостоятельная. Практическая. Письмо | Комментирует задание и контролирует его выполнение | Самостоятельно выполняют задание с последующей устной проверкой в классе | Пр. – знают признаки приставки. П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных признаков | Индивидуальный (выполнение работы в тетради), фронтальный |
| | | | | (устная проверка) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что такое приставка? – Как найти в слове приставку? – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Чтение | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения | Слушают учителя, делают записи | Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Правиль-ная запись задания |