Просмотр содержимого документа
«Выписка из протокола педагогического совета №3»
между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому одаренному воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально-техническим, информационно- техническим и дидактическим обеспечением;
между потребностями воспитанников в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития;
между важностью признания успехов одаренных детей для их успешной самореализации и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия обучающихся в конкурсах и фестивалях вне города.
Сами педагоги выделяют следующие виды одаренности:
В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);
В художественно–эстетической деятельности – хореографию, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность;
В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность;
В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественно-эстетического развития. В многопрофильные учреждения дополнительного образования детей часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.
Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.
Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектившколы, прежде всего стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею. Такой смыслообразующей идеей для нас явилась идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Данная идея созвучна основной идее программы развития школы.
В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.
Деятельность по обучению, развитию и поддержке одаренных детей осуществляется в ходе решения комплекса взаимосвязанных задач:
обеспечение условий для личностного и индивидуального развития детей, создание ситуации успешности для них;
предоставление возможностей получения широкого спектра услуг дополнительного образования;
формирование системы интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий;
создание механизма поиска и выявления одаренных и талантливых детей;
психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей;
развитие системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми;
стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми;
взаимодействие с родителями одаренных обучающихся.
Решили:
1.Каждому учителю целенаправленно формировать атмосферу для развития, вдохновения, поощрения, стимулирования, облегчения процесса развития творческих начал в своем ученике в процессе преподавания своего предмета.
2.Включить в план работы ШМО вопросы по изучению методических приемов и технологий, направленных на развитие интеллектуальных, творческих и исследовательских наклонностей у детей.
3. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования