СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЫСТУПЛЕНИЕ "Формирование у младших школьников умений работать с научно-познавательными текстами на уроках «Человек и мир»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужная и полезная информация для педагогов. Обсуждали на заседании методического объединения.

Просмотр содержимого документа
«ВЫСТУПЛЕНИЕ "Формирование у младших школьников умений работать с научно-познавательными текстами на уроках «Человек и мир»"»

Отдел образования, спорта и туризма Светлогорского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №9 г.Светлогорска»













Формирование у младших школьников

умений работать

с научно-познавательными текстами

на уроках «Человек и мир»












Выступление

на заседании

МО учителей I ступени

общего среднего образования




Подготовила:

учитель I ступени

общего среднего образования

Закружная Анна Петровна





г.Светлогорск

2016 г.


Согласно Концепции учебного предмета “Человек и мир”, основная функция

данного предмета - научить ребёнка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Общеучебные умения, которые могут и должны формироваться в процессе изучения предмета – это умения читать, писать, работать с учебником (объяснительное чтение, выборочное чтение, деление текста на части и их озаглавливание, составление плана и др.), работать сообща в паре, группе, умения умственной деятельности (сравнивать, классифицировать, обобщать, строить суждения, умозаключения и т. п.) и т. д. Среди важнейших специфических предметных умений, в т. ч. и познавательных, нужно назвать умения наблюдать, производить простейшие эксперименты, описывать объекты, раскрывать и устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в природе и обществе, работать с картой, умения природоохранного поведения и природоохранной деятельности и т. д. Предполагается, что названные умения ученики должны применять не только в знакомой ситуации, т. е. на репродуктивном уровне, но и в изменённой или новой ситуации.

Тексты, представленные в учебниках предметной области «Человек и мир», являются для младшего школьника основными источниками получения естественнонаучной информации. По словам И. Я. Лернера, ни один другой текст, кроме учебно-научного, не способен быть моделью и сценарием процесса научного познания». Одной из особенностей, что отличает научно-познавательные тексты от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Обращаясь к такому тексту, учащиеся нередко идут по пути запоминания его содержания, но не по пути работы с информацией, хотя именно информационная составляющая является сущностным признаком учебно-научного текста.

Основные функции учебно-научного текста — информационная, коммуникативная, развивающая, моделирующая. 
Информационная функция учебно-научного текста заключается в том, что данный текст — это средство фиксации определённой части социального опыта, в том числе научного, которая предназначена для усвоения подрастающим поколением с целью образования. Коммуникативная функция учебно-научного текста определяется тем, что ученик вступает в процесс коммуникации с учебником, автором учебника, конкретным текстом. В учебниках большинства предметных областей акты коммуникации, как правило, представлены в предельно свернутом виде либо вообще отсутствуют, например, в том случае, когда знание дается в готовом виде без учета особенностей его восприятия и воспроизведения в сознании читателя в режиме диалога.

В научно-познавательных текстах представлено много информации, они довольно большие по объему, что в свою очередь вызывает затруднения у младших школьников при обращении к ним. От класса к классу тексты учебника указанной предметной области усложняются, что ведет к непониманию содержания учебного материала, к падению интереса к изучаемому предмету, а в дальнейшем ко всему процессу обучения. Негативные тенденции могут быть обусловлены следующими причинами: 
- неумением работать с информацией: разграничивать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную; 
- большим объемом информации; 
- несформированностью текстовых умений, что проявляется и на уровне учебно-научного текста: неумением воспринимать и понимать прочитанный текст, создавать вторичные тексты разных жанров: сообщение, ответ, объяснение и т. д.; 
- отсутствием мотивации на поиск дополнительной информации в других источниках (словарях, энциклопедиях и т. д.), на представление текста в разных формах (схема, таблица); 
- единообразием способов предъявления информации: в учебниках преобладают тексты, а схемы, таблицы используются крайне редко. 

Умения в работе научно-познавательным текстом можно разделить на группы: 1) текстовые умения, связанные с восприятием и пониманием учебно-научного текста; 2) текстовые умения, связанные с созданием текста;

3) умения работать с информацией.

Для формирования каждой группы умений целесообразно использовать следующую совокупность приёмов. 
Приёмы, обеспечивающие формирование умений, связанных с восприятием и пониманием учебно-научного текста:

постановка вопросов от заголовка к тексту;

прогнозирование содержания текста (выдвижение гипотезы о содержании ещё не прочитанного учебно-научного текста на основании осмысления заголовка); озаглавливание текста;

выделение терминов и ключевых слов в тексте;

медленное чтение учебно-научного текста с пометами (подчеркивание ключевых слов, терминов, определений и др.),

выделение известных и новых понятий,

нахождение неясных слов и непонятных текстовых суждений, уточнение их значения; анализ определения понятия (выделение термина, признаков понятия, анализ примеров);

деление текста на смысловые части; ответы на вопросы, предложенные учителем, автором текста, самими учащимися; постановка вопросов во время чтения к частям текста, ответы на вопросы; выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации (примеров, схем, графиков, карт, рисунков и др.),

анализ графического оформления текста. 
Приёмы, формирующие умения создавать текст:

дополнение текстов на основе собственного опыта,

пересказ подробный и сжатый, создание собственных учебно-научных текстов различных жанров: сообщение, 
объяснение-толкование,

ответ-анализ,

объяснение-пояснение ,

ответ-обобщение,

ответ-группировка. 
Приёмы, направленные на формирование умений работать с информацией:

задания на поиск дополнительной информации, в том числе и задания, сформулированные самостоятельно;

на оценку информации в тексте с точки зрения её значимости (для самого ученика, для дальнейшего освоения учебного материала);

на выявление способов, используемых при оценивании информации (опора на ключевые слова, термины, оценочные суждения в тексте);

на различные способы изложения полученной информации. 

Особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом, которые формируются на уроках предмета «Человек и мир»:

  1. Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.

  2. Находить факты, извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  5. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

  6. Отделять новое от известного;

  7. Выделять главное.

Приёмы работы перед чтением:

  • Чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов),

  • Чтение заглавия текста

  • Чтение выделенных слов

  • Рассматривание иллюстраций

  • Высказывание предположений о теме, содержании текста

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста

Приёмы работы в процессе работы с текстом:

  • Чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

  • Диалог с автором (Условия осуществления – находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение)

  • Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)

  • Выборочное чтение

  • Беседа по содержанию

На стадии «осмысления» можно использовать прием «инсерт» – это прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления. При работе с текстом в данном приеме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

  • Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;

  • Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;

  • Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;

  • Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.

  • Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.

Сравнение содержания текста со своим предположением.

Работа с текстом после чтения.

Приёмы работы:

  • Постановка проблемного вопроса к тексту

  • Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)

  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному

  • Характеристика событий, места действия, поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: Осушая болота?, Убивая божью коровку?, Срывая цветы? и т.д.).

  • Выполнение заданий.

Остановки во время чтения нужны:
• для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов;
• для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);
• для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».
Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.
Профессиональной компетенцией педагога, обеспечивающей формирование у младших школьников умения работать с текстом на уроках окружающего мира, является создание условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работ на уроке. Для примера можно предложить такие разнообразные варианты: «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», «пресс-конференция» с учителями-предметниками, «письменная дискуссия».

«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.




В ходе комплексной работы по формированию умения работать с текстом ученик получит возможность научиться:

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

упорядочивать информацию по заданному основанию;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.