Головинская Тамара Александровна, учитель начальных классов МАОУ СШ №76 г. Красноярска golovinskaya.toma@bk.ru
ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: читательская грамотность, сформированность, инфографика.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время происходит изменение в системе образования, с этой целью был утвержден Национальный проект «Образование». В рамках данного проекта планируется проведение мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Основой мониторинга являются материалы международного исследования PISA, PIRS. Поэтому одной из задач школьного образования сегодня стоит подготовка всесторонне развитого, а значит, функционально грамотного ученика. Основным навыком формирования функциональной грамотности в начальной школе является читательская грамотность.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Начиная с первого класса на учебных занятиях для формирования умения работать с текстом использую следующие приёмы работы: «Приём письмо с дырками», «Приём предположения», «Приём работа с информацией, данной в явном виде», «Приём пересказа с опорой на текст».
Но современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники, создаются новые информационные технологии, которые изменяют жизнь людей. В связи с этим человек, получающий образование, не успевает усваивать опыт предыдущих поколений с той скоростью, которая требуется. Следовательно, должны меняться и подходы к обучению в современном образовании. Вот и я решила поменять свои подходы в обучении учащихся.
В жизни нам часто встречаются такие тексты: информационные плакаты, памятки, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, афиши, меню, объявления и т.д. Данный вид подачи информации, называется ИНФОГРАФИКА, целью которого быстро и четко преподносить информацию.
Что же такое инфографика? Уже из самого названия можно понять, что собой представляет инфографика – «инфо» и «графика». То есть два производных слова «информация» и «графика» уже дают нам небольшое представление о данном виде подачи информации.
Таким образом, Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподнести сложную информацию.
Наше зрение, наиболее сильно развитое из всех пяти чувств человека. Информации мы не слышим, не чувствуем по запаху или на вкус, не получаем через ощущения, мы её видим.
Текст объёмом более пяти страниц легко можно поместить в одном графическом рисунке. Графики, схемы, рисунки, диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Инфографика – инновационное средство подачи информации. Это визуальное представление информации. Сегодня инфографика активно используется в образовательной сфере, делает уроки наглядными и интересными. Инфографика может быть в различном виде.
Инфографику можно примять на различных уроках. Интересными получаются учебные занятия с использованием инфографики: она упрощает процесс восприятия информации. При проведении уроков в начальной школе я применяю объекты инфографики для объяснения нового материала, организации работы по развитию речи, обобщения изученного.
Приведу примеры инфографики, используемые мной на уроках, как в готовом виде, так и разработанные мной и детьми схемы, таблицы, билет, и другие.
Например, задание: запишите в таблице верные ответы на вопросы.
При изучении звуков в букварный период мы с ребятами на уроке разработали схему:
Звуки
Гласные Согласные
На уроках окружающего мира использую задания на умения вычитывать явную информацию и подтекст.
Детям даётся задание рассмотреть изображение и ответьте на вопросы.
Что нам помогает соблюдать правила дорожного движения?
Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора?
Как на дороге обозначается пешеходный переход?
Какие правила дорожного движения вы знаете?
Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
Кто должен первый выйти из автобуса?
-Взрослый, затем ребёнок
-Ребёнок, затем взрослый
Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади?
Ты с бабушкой стоишь на остановке, кто первый зайдет в автобус?
Если на дороге нет пешеходного перехода, но машин на дороге нет, можно ли перейти дорогу?
Так же при изучении темы: «Откуда в наш дом приходит электричество?», Учащимся были предложены варианты изображения взаимодействия объектов инфографики (использование стрелок)
На уроке литературного чтения даю задания на умение самостоятельно создавать и оформлять инфографику.
Приведу пример инфографики, разработанный на уроке литературы по теме: сказка «Рукавичка» вместе с учащимися 1 класса. Сначала учащиеся прочитали сказку и определили идею создания объектов инфографики. Учащиеся решили, что им нужно изобразить деда, как он теряет рукавичку и саму рукавичку, а потом начать заселять её героями в порядке их появления по сценарию сказки (рис.1).
Учащиеся предложили варианты изображения взаимодействия объектов инфографики (использование стрелок) (рис. 2).
Главной целью созданного нами изображения явился визуальный показ сказки «Рукавичка». Использование такого метода на уроке литературного чтения помогает учащимся составить план сказки и пересказать её без затруднений. Такой способ представления информации можно рекомендовать к использованию при работе с детьми, имеющими недостатки речевого развития. Полезной будет инфографика также для развития языкового чутья младших школьников, поскольку создание различных объектов самими учащимися будет способствовать включению в деятельность всех психических процессов ребёнка.
Таким образом, применяя инфографику на уроках, мы не только идем в ногу со временем, но и делаем наши уроки более наглядными, красочными, что помогает нашим ученикам быстрее усваивать новый материал и смелее ориентироваться в многообразии окружающего мира.
Отсроченным результатом целенаправленной деятельности по формированию читательской грамотности будет успешное обучение моих выпускников на уровне ООО, так как читательская грамотность является не только результатом, но и средством формирования функционально грамотного человека.