СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление. из опыта работы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

краеведческая работа. изучение почв.

Просмотр содержимого документа
«Выступление. из опыта работы»

Изучение почв на уроках географии.

«На земле нет края лучше, чем где ты родился и вырос»

Габит Мусрепов

Моя педагогическая деятельность, как учителя географии направлена на решение следующих проблем:

  • формирование географического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.

  • усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.

  • формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.

  • овладение учащимися процессом  «научения», т.е. самостоятельному добыванию знаний.

Все эти проблемы можно выполнить, используя в своей практике краеведческую работу.

        Краеведческий материал – необходимый компонент школьных курсов физической географии. Множество явлений окружающей природы хорошо знакомы детям из повседневной жизни. Поэтому географические понятия, которые они усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Связь с природным окружением придаёт практическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и народно хозяйственным проблемам.

Краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов, учащихся. Всё, что дети видят, что они делают в природе, должно быть им понятно и увлекательно.

     Экскурсии – это основная форма изучения своего родного края. Именно во время экскурсий учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий.

В походах школьники учатся определять типы ландшафтов, давать им характеристику, делать краткие полевые записи, фотографировать, собирать коллекции, проводить походные фенологические наблюдения.

Одна из тем, изучаемая в предметной области «География» - Почвы. Тема учащимися воспринимается не просто, так как на неё выделяется мало времени. При этом знание темы имеет большое практическое значение:

-какие виды фруктовых и декоративных культур можно сажать;

-необходимо ли проводить дренажные работы,

-какие удобрения понадобятся?

Земля — ценнейшее природное достояние народа, место обитания человека. Почвенный покров является объектом труда и средством производства. Он используется для выращивания растений, получения биологической массы разного рода продукции, размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, аэродромов, мест отдыха. Таким образом, почва - одно из важнейших богатств, которым располагает человечество, так как именно почва обеспечивает необходимыми продуктами питания. Все мы, в конечном счете, зависим от ее плодородия.

Изучение начинаем с 6 класса, сразу объясняя закономерностикоторые позволяют детям понять процессы, происходящие в каждой природной зоне. Углубление знаний происходит в 7 и 8 классах по этой же схеме. Этапы освоения:

6 класс - Изучение закономерностей и приведение примеров почв – 6 класс. Только потом представление карто-схемы «Соответствие почв и природных зон».



7 класс –При изучение темы «Природные зоны мира» уделяется внимание характеристикам климата и флора и вспоминается закономерные последствия в формирование почв каждого типа.

8 класс – Вспоминаются природные условия природных зон России и учащиеся самостоятельно пытаются дать характеристику почвам и определить их плодородность


6 класс. Тема весенней экскурсии «Изучение и описание природных комплек­сов», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными поро­дами. Во время экскурсии копаем яму, смотрим горизонты земли, определяем цвет почвы. Познакомимся с растительностью. Также в классе сажаем семена. Смотрим всхожесть. Мы с Аскаровой Ясминой проводили исследование на тему : «Влияние почвы на рост растений». Взяли разные почвы: чернозем, песчаные почвы. Солончаковые. Посадили пшеницу, фасоль и наблюдали. 1 месяц. Результат оформили как проектную работу.

В 8 классе научимся чертить профиль рельефа, определять механический состав почвы. Знакомимся мелиоративными работами, видами эрозии.

Определение механического состава почвы.

Почву в увлажнённом состоянии пытаемся скатать в шарик d = 1 см, а он не скатывается – это песок.

Если скатали шарик d = 1см и на нём есть трещины это – супесь.

Скатанный шарик начинаем раскатывать в шнур d = 3мм если не получается, то это легкий суглинок.

Если раскатали шнур начинаем сворачивать в кольцо, и не получается – средний суглинок.

Если свернули в кольцо, но кольцо имеет трещины – тяжелый суглинок.

Если свернули кольцо и трещин нет – глина.

В 9 классе дают характеристику почвам, определяют какие виды растения, с/х культуры могут расти. Как повышать плодородие почв. Какие удобрения использовать….

«Почва - это особое природное тело, а не мёртвый продукт. Почва – живое существо. Она рождается, развивается, дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Она даже может умирать.» - так сказал В.В.Докучаев. И мы полностью с ним согласны.

Мы назвали почву таинственным царством природы, тайны которой надо изучать и знать каждому, чтобы не уничтожить неверными действиями.