СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском методобъединении "Развитие музыкального восприятия детей"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

​​​​​​Характеристика музыкального репертуара на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском методобъединении "Развитие музыкального восприятия детей"»

Характеристика музыкального репертуара на уроках музыки

и во внеурочной деятельности

Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, поэтому речь пойдет о качестве репертуара в целом. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования. Вот почему оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками – важнейший вопрос методики.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Рассмотрим эти требования более подробно.

Музыка существует с глубокой древности. Это народная музыка и произведения, созданные композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни предпочитают классическую музыку, у них есть любимые композиторы, произведения; другие же безразличны к ней.

В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Это проявляется в различных вариантах: «существующий словарь» «устный словарь интонаций», «звукосмысловое накопление», «звукословарь», «интонационный словарь своего времени».

В музыке И. С. Баха часто звучат суровые, приподнятые мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф. Купера, Ж. Рамо воспроизведено галантное искусство эпохи. Романтическая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью выражении чувств свойственна музыке Р. Ф. Шопена. Современная классическая музыка более конфликтна, полна острых звучаний.

Получая с детства всевозможные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки разной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

В школьном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Потому необходимо воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление всевозможных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми.

Репертуар, используемый в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на формирование отношения детей к музыке. Репертуар в школе включает в себя народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей (с учетом дидактических целей). Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны. С помощью этих произведений и прокладываются «дороги», за которыми идет ребенок, постигая язык музыки.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что ценно для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые выросли без нее.

Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на репертуаре, который традиционно используется в работе школы. Дети воспринимают положительное отношение педагога к этим произведениям и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В результате деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. «Интонационный словарь эпох» усваивается ими в очень незначительной степени.

Доля изобразительной музыки в общем музыкальном культурном наследии ничтожно мала, поэтому детей не следует приучать при восприятии музыки обязательно искать опору в предметных образах. Полезно, чтоб дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт – способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям, уже начиная с раннего возраста, доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, хмуростью звучания не следует. Ведь музыка оказывает влияние на человека и физиологически успокаивает или возбуждает.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, музыку В. Л. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмическую музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

Детей необходимо знакомить со звучанием разных музыкальных инструментов - народных, инструментов симфонического оркестра, чудо-инструмента - органа, их выразительными возможностями.

Таким образом, круг доступных по содержанию музыкальных произведений достаточно широк. Другой аспект доступности репертуара – возможность выполнения произведений самими детьми. Рассмотрим это требование по отношению ко всем видам музыкального исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).

Пение как вид детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение любого репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию и удовлетворяющее требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, усложненность воспроизведения детьми сложного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи.

Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен отвечать следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.Эти требования обычно ограничивают выбор средств музыкальной выразительности при создании композиторами песен для детей.

Опыт показывает, что дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью, яркой художественной привлекательностью, несмотря на содержащиеся в них трущобы для воспроизведения, и, наоборот, с безразличием поют доступные им песни, с несложной, но маловыразительной мелодией. Им труднее запомнить ее и точно воспроизвести. Как правило, дети не выбирают эти песни, когда поют для себя.

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органически сочетает пение, движения, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей (сочетание пения с инсценировками, театрализацией, создание на их основе игр). Народные попевки удобны для пения, многие из них близки языковым интонациям.Эту особенность педагогу необходимо использовать в работе: начиная с выразительного чтения текста напевно постепенно подводить детей к вокализации, а затем и к пению. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно упрощает усвоение языка классической музыки, включающей ее обороты.

Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания. Чтобы не потерять ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор близким детям.

Привлечение классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, так как композиторами написано несколько произведений этого жанра, адресованных маленьким исполнителям. Однако есть возможность частично компенсировать этот недостаток, если использовать мелодии из классических произведений, удобные для воспроизведения детьми.

В отличие от пения использование классического репертуара в музыкально-ритмических движениях не ограничено в такой степени требованием доступности. Из-за движения дети легче усваивают язык музыки, это сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями.

Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны овладеть определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально-ритмическими навыками используется репертуар народной, классической и современной музыки (специально созданные для детей танцы, игры). Часть народной и классической музыки в этом виде деятельности детей может быть значительно увеличена. Танцевальная музыка создавалась композиторами на протяжении многих исторических эпох, она разнообразна по жанрам, стилям и доступна для восприятия детьми даже раннего возраста.

Поскольку основная цель применения музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности есть большие возможности обогащения музыкального опыта детей с помощью народной музыки, а также высокохудожественных произведений классического музыкального наследия всех времен.

Качество репертуара, отбираемого для музыкально-ритмических движений (упражнения, игры, двигательные импровизации), оказывает решающее влияние на формирование у детей вкуса, опыта музыкального восприятия. Способность сопереживания музыке должна быть развита на высокохудожественных образцах музыкального репертуара – народной и классической (включая современную) музыке.

В работе с детьми может быть исполнена самая разнообразная танцевальная музыка; от старинных танцевальных пьес из сюит И. С. Баха (например, – «Полонез», «Менуэт», «Бурре», «Шутка») к вальсам Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетам П. И. Чайковского, а также маршевая музыка, специально создана композиторами-классиками для детей и фрагменты из балетов, опер, симфоний.

Таким образом, требование доступности не должно вступать в противоречие с требованием художественности репертуара, используемого в работе с детьми. Музыкальные произведения, написанные специально для детей, должны быть окрашены чувством, иметь яркую мелодию, разнообразную гармонизацию, отличаться художественным своеобразием. Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей.

Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем школьном возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. М. Майкапара, С. С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, А. Ц. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича, С.М. Слонимского и других. Помимо фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей (например, «Детская Симфония» Й. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева).

Кроме «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разных времен – старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И.С. Баха, произведения И. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. У. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, которые бы формировали у детей эталоны красоты.