СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание на основе народной культуры"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в национальном пространстве. Воспитание - это всегда воспитание ценностей, отношения человека к миру, к себе, другим людям [9, C. 4]. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и национальной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Национальное воспитание - явление относительно новое для России.

В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы национального воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотинец и др.). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С. Бабунова, Е.А. Барахсанова, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, Т.В. Черник, Т.И. Чиркова, Л.C. Ядрихинская) и обучению детей второму (неродному) языку (И.В. Вронская). Однако в этой области педагогики недостаточно разработана педагогическая проблема связи образования и воспитания, в том числе формирования национальной личности дошкольника средствами национальной культуры. Недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы приводит к тому, что многие дошкольные учреждения проводят работу по национальному воспитанию интуитивно.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание на основе народной культуры"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»


Педагог дополнительного образования

Киргизова Валентина Викторовна


«… основа для счастья и гармонии - это духовность.

Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, защитит его природную колыбель, обеспечит

здоровое потомство для будущего».

(из Послания первого Президента ЧР Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики)


Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов [42].

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в национальном пространстве. Воспитание - это всегда воспитание ценностей, отношения человека к миру, к себе, другим людям [9, C. 4]. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и национальной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Национальное воспитание - явление относительно новое для России.

В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы национального воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотинец и др.). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С. Бабунова, Е.А. Барахсанова, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, Т.В. Черник, Т.И. Чиркова, Л.C. Ядрихинская) и обучению детей второму (неродному) языку (И.В. Вронская). Однако в этой области педагогики недостаточно разработана педагогическая проблема связи образования и воспитания, в том числе формирования национальной личности дошкольника средствами национальной культуры. Недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы приводит к тому, что многие дошкольные учреждения проводят работу по национальному воспитанию интуитивно.

В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена законодательством РФ. В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций [13, C. 57]. Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины, своего народа. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др.

В последние годы возрос интерес в дидактическому аспекту ознакомления детей с родной культурой и национальными традициями. В работе А.Б. Измайлова представлены «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников [17, C. 130], в исследовании М.Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания [21, C. 120]. Такой процесс рассматривается как специально организованное взаимодействие (в виде со-действия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина.

Внимание исследователей также уделено вопросам подготовки будущих воспитателей к народоведческой работе в дошкольных учреждениях, к работе по усвоению старшими дошкольниками народоведческой лексики и отдельным ее аспектам: формированию национальной компетентности студентов пединститутов в условиях полиэтнической среды, этнопедагогической подготовке [12 , C. 10].

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ОО, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиции и обычаев содействующих воспитанию и развитию личности. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности. В связи с этим представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной науке новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется, по-видимому, тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий [20, C. 8].

Культура России сложилась в условиях этой многонациональное. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования. Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми [23, C. 15].

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять. Сто процентов воспитателей дошкольного образовательного учреждения относятся позитивно к народным традициям, считают, что их надо соблюдать. Однако, на деле поддерживают народные традиции в детском саду 42,8 % педагогов. Остальные 26,2 % респондентов относятся безразлично к проблеме, а 31,0 % - негативно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желание их поддерживать в будущем [50, C. 16].

C. Федорова отмечает, что процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:

- в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности;

- в 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства и идет четкая идентификация с членами своей этнической группы;

- в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

- материальная культура (основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; одежда (национальный костюм), украшения; национальные кушанья; транспортные средства; орудия труда; труд с учетом его специфики);

- духовная культура (народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);

- нормативная культура (общечеловеческие нравственные качества; правила общения между людьми внутри этноса и вне его) [52, C. 127].

Культура понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство; ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию [25, C. 15]. Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина «культура», позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.

Исследователи характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (С.А. Арутюнов, А.Б. Гофман, И.В. Суханов, С.А. Токарев и др.). По мнению Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. По утверждению И.В. Суханова, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроении, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры [54, C. 147].

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [26, C. 4].

Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ОО. Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества на основе адекватного культуро- и природосообразного жизнеосуществления [5, C. 204].

Родиноведческий подход реализует две основные цели:

- познание ребенком значительного пласта отечественной культуры;

- способность к взаимообогащению культурного содержания средствами межкультурной коммуникации.

Его реализация в процессе ознакомления с национальными традициями позволяет адекватно содержанию культуры организовать педагогический процесс в ОО. Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста можно утверждать, что в содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры [2, C. 33].

Двуязычные детские сады строят весь педагогический процесс с учетом того, на каком языке говорят - кто, где, с кем, когда, сколько, почему, зачем, как именно. Билингвальные программы оценивают с точки зрения использования языков, целей обучения, контекста преподавания, адекватности материалов и методов целям обучения, понятности и доступности педагогам, количества времени и содержания преподавания на обоих языках, наличия индивидуального подхода к учащимся и т.п.

Важный момент - каким языком для каких видов деятельности пользоваться. Абстрактные понятия на втором языке становятся доступными после того, как их содержание уяснено на том языке, которым ребенок владеет лучше. В практических видах деятельности есть наглядная ситуация, много движений и действий, которые можно легко имитировать, и второй язык может быть введен с самого начала (музыка, физкультура, ручной труд, некоторые геометрические понятия) [6, C. 34].

Когда воспитатель говорит на изучаемом языке в повседневных ситуациях, его высказывания усваиваются потому, что повторяются («Возьми полотенце», «Все садятся на стульчики», «Какая у тебя красивая кукла»). Если общение происходит в наглядно-действенной ситуации, язык усваивается на конкретной предметной основе («Где ты оставил свою тарелку?», «Бери ножницы в правую руку, режь аккуратно, по линии, осторожно», «Подпрыгнем все вместе три раза») [4, C. 143].

Занятия по второму языку проводится в разных программах с разной частотой и методическим содержанием, например, 15 минут каждый день, Два или три раза в неделю по 30 минут - часу (сменяются разные виды деятельности). В некоторых дошкольных учреждениях языки сменяют друг друга в зависимости от дня недели, в первую или во вторую половину дня говорят на одном языке, в другую - на другом; по четным неделям на одном языке, по нечетным - на другом; в зависимости от того, преподаватель с каким родным языком ведет обучение. Взрослым следует:

- говорить с детьми (конкретно, наглядно, на интересные ребенку темы, доверительно, уважительно, по-дружески, не свысока, искренне увлекаясь предлагаемым содержанием; если ребенок не понял, следует переформулировать свою мысль),

- постепенно усложнять свою речь (сначала называть отдельные слова, включать их в контекст, произносить отчетливо, медленно, повторять, добиваясь полного понимания и адекватной реакции, варьировать контекст, делать его более широким и более узким, комбинировать слова так, чтобы встречалось как можно больше сочетаний, чтобы высказывания взрослого, адресованные ребенку, становились более длинными),

- уточнять форму и смысл детских реплик (переспрашивать если ребенок сказал что-то, недостаточно понятное, это следует повторить в форме, в которой высказывание становится понятным, например: Пили клеп - Вот белый хлеб, я даю тебе белый хлеб, бери белый хлеб; если ребенок допустил грамматическую ошибку, нельзя исправлять ее прямо, нужно повторить высказывание ребенка в форме, которая не будет содержать ошибки);

- продолжать высказывания ребенка (например, вводить упомянутый ребенком предмет в описание: Книжка. - Давай возьмем книжку, это у нас книга про тигра, посмотрим, что тигр делает; предлагать несколько вариантов на выбор: Дай! - Дать тебе стакан? Воду? Кисточку? Что ты хочешь?, подсказывать слово: Нельзя! -Да, нельзя никого обижать);

- задавать вопросы (спрашивать не только о том, что ребенок видит, где он был, что делал, что ему нравится, чего он хочет, но и как он думает о разных вещах, почему происходят те или иные события),

- расширять словарный запас: 1) в некоторой значимой ситуации звучит отдельное слово, например, на небе радуга - говорят радуга и учат стихотворение о радуге, вроде «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко, колоколнышко»; 2) одни и те же слова и выражения повторяются в повседневных ситуациях действительности или в игре, скажем, как реплики игроков или изображения на карточках; при этом надо следить за постепенным усложнением обозначения, скажем, сначала усваивается слово штаны, а затем брюки, шорты, тренировочные штаны, рейтузы; 3) из слышимой речи постепенно извлекается все больше слов, и на основании тех, что усвоены точно, происходит догадка о тех, что усваиваются по контексту; здесь важны повторяющиеся ритуальные стихи, многократное чтение простых книг, разыгрывание знакомых ситуаций на куклах и игрушках, дополнительное озвучивание и описание того, что делают дети в детском саду, например, по фотографиям, условным куклам, изображающим детей, по видеозаписям);

- обеспечивать мотивацию (ребенку должно хотеться что-то сказать, значит, он должен чувствовать, как важны его инициативные высказывания, как радуются всем его словам; мотивация обеспечивается за счет введения сказочных, ярких, красочных элементов, игровых моментов, сюрпризов, радостных и веселых событий, поощрений) [1, C. 21].

Для осуществления национального, межнационального воспитания дошкольников и младших школьников необходима соответствующая подготовка воспитателей и учителей. В профессиональной подготовке специалистов огромное значение имеет хорошее знание историко-педагогического наследия в целом, в том числе педагогическая компетентность в теории и практике национального воспитания, принятие и применение позитивных достижений прошлого в современных условиях, в собственном опыте [8, С. 18].

Для педагогической деятельности воспитателей дошкольных учреждений и учителей школ необходимо: осуществление органического единства образования и воспитания; творческий подход к решению стоящих перед ними педагогических и психологических задач; ориентация на эталонную модель личности педагога интегрированного типа (Л.П.Качалова); опора на витагенный опыт, витагенную информацию (А.С.Белкин); понимание сущности этнической идентичности, этнической толерантности как способа существования человеческого сообщества в поликультурном мире (В.Ю. Хотинец); обогащение своего опыта опытом лучших педагогов; умелое сочетание мастерства воспитания с любовью к воспитанникам; совершенствование своих личных качеств как воспитателя. Личные качества педагога как интернационалиста, гуманиста имеют первостепенное значение [5 С. 18].

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры (в частности чувашской культуры), их современное развитие [27, C. 35].

Проблема раннего формирования у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов может практически решаться лишь в воспитательном процессе, в центре которого стоит встречное движение исторически соседствующих национальных культур; предусматривающее взаимный интерес, взаимное изучение, деятельностное общения. Важнейшей, а может быть, главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой своего народа.

Таким образом, приобщение дошкольников к социальной деятельности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде - актуальная проблема современного дошкольного образования. Если для педагогов не составляет труда создать единое поликультурное пространство для формирования духовно-нравственной личности воспитанников в современных условиях, то для многих родителей нужна помощь. Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющий воспитательно-образовательного процесса .

В настоящее время исследованиями по обновлению регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева; вопросами эстетического воспитания дошкольников на примере башкирского искусства Ф.Г. Азибаева, А.В. Колбина, Р.Б. Ураксина [48].

В этих исследованиях особый акцент делается на проблемах регионального характера. Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур. И теперь, когда регионы наделены правом выбора образовательной стратегии в соответствии с региональными условиями, это требует более глубокого научного анализа.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами [48].

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории [53, C. 3].

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Национальное воспитание детей - очень сложный по своему характеру процесс. Он требует не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное - длительного времени и начинаться должен с раннего возраста. В современных условиях развития поликультурного общества эта проблема приобретает особую актуальность [55, C. 4].

Эффективность национального воспитания, формирование представлений о Родине, народах, проживающих в России и за рубежом, воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей обеспечивается путем внедрения технологии, предусматривающей:

- отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных элементов национальных культур в педагогический процесс;

- дифференцированный подход, характеризующий особенности и многообразие национальной культуры каждого народа, сложившиеся в условиях исторического развития отдельных регионов, областей России, зарубежных стран;

- реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур;

- поэтапное ознакомление с национальностями ближайшего, соседствующего и отдаленного национального окружения, включающего, знакомство с национальными культурами, создание эмоционально воздействующих ситуаций, в которых эмоции и чувства дошкольников доминируют над информационной насыщенностью, деятельность осуществляется в соответствии с их познавательными потребностями [8, С. 18].

Таким образом, механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ОО, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей образовательной организации является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.