СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Представление проекта педагога-психолога «Психологическая профилактика негативных явлений в детской и подростковой среде в образовательном учреждении»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Представление проекта педагога-психолога «Психологическая профилактика негативных явлений в детской и подростковой среде в образовательном учреждении»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Представление проекта педагога-психолога «Психологическая профилактика негативных явлений в детской и подростковой среде в образовательном учреждении»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 имени Г.Ф.Полнова города Димитровграда Ульяновской области»


Ромашкина Маргарита Геннадьевна,

педагог-психолог


Выступление на конференции по теме «Представление проекта педагога-психолога «Психологическая профилактика негативных явлений 

в детской и подростковой среде в образовательном учреждении»


Негативные тенденции современного общества актуализируют проблему формирования психологически безопасного образовательного пространства современной школы. Актуальность этого вопроса растет в соответствии с потребностями развития формирующейся личности и сохранения ее психического здоровья. Современные дети и подростки находятся и живут в информационном мире, который для них по своему содержанию и установкам весьма сложен. Постоянно растущие объемы информации воздействуют на неокрепшую психику ребенка, что может привести к отклонениям в психологическом и социальном здоровье. Наличие большого числа сложностей и рисков, с которыми сталкивается ребенок, зачастую приводит к проявлению различных видов деструктивного поведения, агрессии,  суицидальных рисков. Растет число конфликтных ситуаций в образовательной организации. Поэтому важным условием в образовательном процессе является обеспечение психологического благополучия и сохранения здоровья обучающихся. На государственном уровне принят ряд нормативно-правовых и концептуальных документов, регулирующих деятельность образовательных организаций в области психологической безопасности. Действующее законодательство и нормативные акты, принятые в Российской Федерации, координируют работу образовательных организаций в части психологической безопасности. В Федеральном законе от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», в статьях 11, 28, 41 закреплена ответственность педагогов и руководителей образовательных организаций за создание условий благоприятного психологического климата в образовательной организации, способствующих сохранению укреплению здоровья обучающихся, их нравственного, духовного и физического развития. В приказе Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575) в профессиональном стандарте «Педагог» в разделе «Воспитание» и «Развивающая деятельность» рассматривается в качестве необходимых умений – защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях, анализ реального  состояния дел в учебной группе, поддержание в детском коллективе деловой, дружелюбной атмосферы и др. В качестве трудовых функций – «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе», «Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации». В методических рекомендациях по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения, сформированных во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. № 1058-р рекомендуется обеспечивать проведение в образовательных организациях мероприятий, направленных на формирование у обучающихся навыков ассертивного поведения (стрессоустойчивости, жизнестойкости, уверенности в себе, отношения к собственным ошибкам как ресурсу дальнейшего развития), умений конструктивного разрешения конфликтов, а также на развитие у несовершеннолетних социальной уверенности (настроя на достижения, оптимистичного мировоззрения, отношения к себе как к хозяину собственной жизни, ощущения значимости принимаемых решений и возможности самому влиять на свою жизнь и события в ней, умения самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него вне зависимости от оценок и влияния других людей).

Актуальность разработки и реализации программы связана с необходимостью эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды. Перед педагогом – психологом школы стоит задача активного участия в формировании психологически безопасной образовательной среды и атмосферы позитивного взаимодействия участников образовательных отношений, а также участия в развитии психологической компетентности всех участников образовательных отношений.  Своевременное оказание необходимой психологической помощи участникам образовательных отношений является залогом успеха дальнейшего обучения, необходимым условием формирования психологически безопасного образовательного пространства современной школы. 

Цель. Создание благоприятных психологических условий, обеспечивающих психологически безопасную образовательную среду: предупреждение,  снижение негативных явлений в детской и подростковой среде.

Задачи: 

  1. Осуществлять раннее выявление факторов и рисков,  способствующих возникновению негативных явлений в детской и подростковой среде: высокая школьная тревожность, конфликты, буллинг, антивитальное и суицидальное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение,  делинквентное поведение, жестокое обращение с детьми. 

  2. Формировать у обучающихся навыки ассертивного поведения.

  3. Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) по основам детской психологии и педагогики.

  4. Осуществлять системное взаимодействие с педагогическим коллективом по профилактике негативных явлений в детской и подростковой среде в образовательном учреждении.

Программа рассчитана на учебный год: 

Целевая группа: обучающиеся 1- 11 классов, родители (законные представители) обучающихся, педагогический коллектив.

Программа имеет свои этапы: 

Первый этап – организационный (анализ состояния в школе, сбор информации о семьях, об обучающихся)

Второй этап –  диагностический (выявление факторов и рисков, способствующих возникновению негативных явлений;   изучение потребностей и запросов обучающихся, законных представителей).

Третий этап– деятельностный (выработка рекомендаций участникам образовательного процесса, координация действий, осуществление запланированных мероприятий, осуществление курирования их реализации).

Четвертый этап – аналитический (анализ, мониторинг результатов).

Формы работы: организационная, диагностическая, аналитическая, консультативная, коррекционная, просветительская.

Методы работы: интерактивное групповое занятие, тренинг, групповое и индивидуальное тестирование, консультирование, лекция, беседа, сюжетно-ролевая игра, дискуссия, эксперимент, анализ, арт- терапия.

Основные ожидаемые результаты

  1. 100%-й охват обучающихся ранним выявлением (диагностикой) факторов и рисков, способствующих возникновению негативных явлений в детской и подростковой среде.

  2. Снижение на 50% и более школьной тревожности у обучающихся в периоды адаптации к условиям школьного обучения 

  3. Повышение на 50% и более стрессоустойчивости у обучающихся в период подготовки к ГИА

  4. 100% исключение случаев суицида, попыток суицида у обучающихся.

  5. 100%-й охват участников образовательных отношений (обучающиеся, законные представители, педагоги) психологической профилактикой негативных явлений в детской и подростковой среде.

Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды.

              Программа «Психологическая профилактика негативных явлений в детской и подростковой среде в образовательном учреждении» учитывает профессиональный стандарт педагога- психолога. В формулировку задач программы легли понятия: психологически безопасная образовательная среда; ассертивное поведение; антивитальное поведение; суицидальное поведение; агрессивное поведение; делинквентное поведение; аддиктивное поведение; буллинг; конфликт; высокая школьная тревожность.

             Психологически безопасная образовательная среда рассматривается как состояние, в котором отсутствуют проявления психологического насилия, созданы условия для удовлетворения базовой потребности в защищенности, личностно-доверительном общении, принадлежности к референтной среде; как процесс сохранения и развития психических функций, становления субъектности, развития личности и социализации включенных в нее участников, обеспечение максимальной реализации их способностей во взаимодействии, исключающем психологическое насилие, создание неразрывной связи с образовательной средой; как свойство, которое обеспечивает формирование у участников образовательной среды внутренних ресурсов сопротивления деструктивным воздействиям.

             Ассертивное поведение – стрессоустойчивость, жизнестойкость, уверенность в себе, отношение к собственным ошибкам как ресурсу дальнейшего развития, умение конструктивного разрешения конфликтов,  социальная уверенность (настрой на достижения, оптимистичное мировоззрение, отношение к себе как к хозяину собственной жизни, ощущение значимости принимаемых решений и возможности самому влиять на свою жизнь и события в ней, умение самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него вне зависимости от оценок и влияния других людей).

             Антивитальное поведение – поведение, направленное против биологических потребностей человека; может носить характер пассивного и ненамеренного размышления и / или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий, напрямую не связанных с намерением свести счеты с жизнью. Для подростков переживание потери смысла жизни и антивитальные действия являются средством снятия «напряжения» в системе регуляции психики. Опасность такого поведения состоит в том, что оно может трансформироваться в суицидальное. Антивитальное поведение может носить настолько саморазрушающее действие, что способствует более ранней физической смерти.

              Суицидальное поведение –  аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и по крайней мере в минимальной степени мотивируемых явными или скрытыми интенциями к смерти, а завершающим этапом является сама попытка самоубийства.

             Агрессивное поведение – целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряжённости, подавленности.

             Делинквентное поведение – антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

            Аддиктивное поведение – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ.

             Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.

               Конфликт  – отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы.

              Высокая школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

              План мероприятий программы «Психологическая профилактика негативных явлений в детской и подростковой среде в образовательном учреждении» основан на многоуровневой модели профилактики.

I уровень – общая профилактика. На уровне 1 ключевую роль играют классные руководители, педагог- психолог, совместно осуществляя поставленные задачи уровня.

Целевая группа:  все обучающиеся 1- 11 класса, педагогические работники. 

Задачи уровня:

  • Изучение особенностей развития, адаптации, социализации обучающихся с целью раннего выявления факторов и рисков,  способствующих возникновению негативных явлений в детской и подростковой среде и оказания своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении учеников.

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп (обучающиеся 1, 5, 10 классов, вновь прибывшие) в воспитательно-образовательном процессе по вопросам обучения и социализации обучающихся в адаптационные периоды, а также для обучающихся в периоды подготовки и сдачи ГИА. 

  •  Осуществлять информирование (повышать осведомленность) педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся  о факторах риска и путях действия в трудной жизненной ситуации.

  • Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) по основам детской психологии и педагогики.

II уровень – первичная профилактика. На данном уровне осуществляется усиленная поддержка обучающихся, нуждающихся в более длительной психологической поддержке в определенной области.

Целевая группа: группа обучающихся, нуждающаяся в дополнительной психолого – педагогической поддержке по результатам диагностик; опекаемые и их законные представители; обучающиеся, состоящие на различных видах учета ВШУ, ОДН, КДН и ЗП;  обучающиеся, чьи семьи включены в список «трудных» семей СОП, состоящих на учете в КДН и ЗП, ОДН ОМВД; обучающиеся с антивитальным поведением; суицидальным поведением; агрессивным поведением; делинквентным поведением; аддиктивным поведением; участники буллинга.

Задачи уровня:

–  Дополнительная индивидуальная диагностика обучающихся, нуждающихся в более длительной психологической поддержке в определенной области для определения вектора коррекционной и развивающей работы, осуществления индивидуального подхода.

– Создание системы психолого-педагогической поддержки (составление индивидуального маршрута, программ или плана работы по профилактике совместно с педагогическими работниками, социальным педагогом школы) для обучающихся в период трудной жизненной ситуации, находящихся в СОП (социально опасном положении). 

– Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, находящегося в СОП (социально опасном положении).

– Осуществление сопровождения детей и подростков, нуждающихся в более длительной психологической поддержке в определенной области, в том числе в адаптационные периоды, периоды подготовки и сдачи ГИА ( индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем – разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, направленные на формирование ассертивного поведения).

– Осуществлять консультирование, информирование (повышать осведомленность) педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся  о факторах риска и путях действия в трудной жизненной ситуации.

III уровень – вторичная профилактика. На данном уровне осуществляется специальная поддержка, осуществляемая во взаимодействии со специалистами медицинских учреждений.

Целевая группа:  обучающиеся, нуждающиеся в незамедлительной помощи и защите, находящиеся  в кризисном состоянии.

Задачи уровня:

– Дополнительная индивидуальная диагностика для выявления детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

 – Своевременное оповещение законных представителей, администрацию школы о возможности совершения суицида, другой опасной ситуации в соответствии с алгоритмом образовательной организации. Направление родителей с ребенком на приём к детскому психиатру, медицинскому психологу.

– Работа совместно с назначенной группой ответственных специалистов школы и социальных партнеров по разработке индивидуальной карты помощи несовершеннолетнему(ей) и семье, осуществление работы.

 

План мероприятий

(программа «Психологическая профилактика негативных явлений в детской и подростковой среде в образовательном учреждении»)

(Первый уровень- общая профилактика) 


Мероприятия

Контингент

Сроки исполнения

Исполнитель

1.

Диагностика обучающихся в адаптационный период (выявление школьной тревожности, трудностей адаптации в классных коллективах)

– Обучающиеся 1, 5, 10 классы, 

– Вновь прибывшие  обучающиеся (индивидуально по запросу)                                                                                                                                                                       

Сентябрь – октябрь

В течение года (по обращению)

Педагог – психолог 

2.

Провести диагностические исследования по выявлению повышенного уровня тревожности согласно направленным Департаментом методическим рекомендациям, (определение контингента обучающихся, находящихся в зоне суицидального риска).

Диагностика по методике  «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (автор А.Н. Волкова) в 1 -11 классах.

Обучающиеся 1-11 классы

До 20 сентября,

до 20 апреля ежегодно

Педагог – психолог, классные руководители

3.

Диагностика тревожности у обучающихся в период подготовки и сдачи ГИА

Обучающиеся  9, 11 классов, их законные представители

Ноябрь – июнь

Педагог – психолог

4.

Выявление факторов риска возникновения аддиктивного поведения у обучающихся (проведение социально – психологического наркотестирования СПТ)

Обучающиеся

Сентябрь (по приказу ДО и МП г.Нефтеюганска)

Педагог – психолог (проведение, информирование), классные руководители (информирование, сбор согласий)

5.

Выявление конфликтов, буллинга (Опросник Олвеуса)

Обучающиеся

Сентябрь, октябрь

педагог – психолог (обработка, анализ, мониторинг), классные руководители (проведение опроса)

6.

Информирование о результатах диагностик и опросов по классным коллективам, составление рекомендаций классным руководителям (педагогические совещания, индивидуальные консультации). 

 

Классные руководители, педагоги – предметники

ноябрь

Педагог – психолог

7.

Разработка планов индивидуальной или групповой  

Психологической помощи для обучающихся разных возрастных групп (обучающиеся 1, 5, 10 классов, вновь прибывшие) в воспитательно-образовательном процессе по вопросам обучения и социализации обучающихся в адаптационные периоды, а также для обучающихся в периоды подготовки и сдачи ГИА.

Обучающиеся

ноябрь

Педагог – психолог

8.

Информирование: 

– о работе службы «Детский телефон доверия»;

– информирование педагогов и законных представителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;

– информирование о буллинге и путях действий в этой ситуации (памятки, размещение информации в мессенджерах);

– реклама восстановительных технологий примирения, ШСП (школьной службы примирения)

Обучающиеся, 

законные представители, педагоги

В течение учебного года (каждую учебную четверть)

В течение учебного года

Педагог – психолог, обучающиеся волонтеры – медиаторы ШСП

9.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики 

Обучающиеся, законные представители

В течение учебного года

Педагог – психолог

10.

Выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях, создание и распространение информационных материалов по основам детской психологии и педагогике 

Законные представители, педагоги

В течение учебного года

Педагог – психолог

11.

Акции ШСП:

«Позитивный оракул», 

«Солнечный фотограф»,

«Конкурс – голосование ТОП 10 мотиваторов» 

Обучающиеся

Ноябрь