Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»
Закатнов Александр Владимирович,
тренер-преподаватель
Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Патриотическое воспитание на занятиях спортивной борьбой»
Физическое воспитание предполагает воздействие на молодежь в целях совершенствования физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых и психологических качеств. В перечень основных направлений физического воспитания молодежи должны быть включены: организация плановой физической подготовки; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга молодежи в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений. Нравственно-патриотическое воспитание - это целостный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок [7].
Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость, так как патриотизм является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Патриотическая идея всегда была в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых-педагогов, философов, историков и политиков. Патриотизм как особое нравственное качество личности человека проявляется в любви к Родине, верности своему Отечеству, преданности и готовности служить своей Родине, стремлении защитить её интересы, привязанности человека к родной земле и уважительном отношении к другим народам, их культуре, языку, традициям и нетерпимости к расовой и национальной неприязни. Любовь к Родине позволяет лучше осознать необходимость своего ратного труда как труда на благо Отечества. Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга, укрепляет духовные силы. Любовь к Родине помогает справляться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности в повседневной жизни, которые вызваны недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса, отсутствием надлежащей заботы государства. Еще одно важное направление - развитие и поддержка инфраструктуры молодежной политики, муниципальных учреждений по работе с молодежью [8].
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством единоборств в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотическая идея всегда была в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых-педагогов, философов, историков и политиков. Патриотизм как особое нравственное качество личности человека проявляется в любви к Родине, верности своему Отечеству, преданности и готовности служить своей Родине, стремлении защитить её интересы, привязанности человека к родной земле и уважительном отношении к другим народам, их культуре, языку, традициям и нетерпимости к расовой и национальной неприязни [9].
Современное подрастающее поколение - это актуализированное будущее, то есть не только будущее, но и настоящее. Определяющий и перспективный характер приобретают представления и установки "нормальных" детей и подростков, потому что они составят в будущем основу государственного существования. Те нормы и ценности - а возможно, и иллюзии, - которые они усвоят сегодня, - это и есть будущее общества. Следовательно, важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений, формирования и укрепления позитивных ценностей российского общества, таких как: здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, служение отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность, лидерские качества, становится целостная и последовательная деятельность по развитию физической подготовки детей - занятия основами единоборств.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, отважные, инициативные молодые люди, готовые в случае необходимости защитить себя, встать на защиту слабого и на защиту своего Отечества. На современном этапе развития российского общества существует немало проблем в воспитании подрастающего поколения. Основными проблемами являются: организация досуга; нравственное и физическое здоровье, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Начиная с подросткового возраста у детей, зачастую накапливается значительное количество избыточной негативной энергии, которая, как правило, выплескивается в виде различных правонарушений, направленных против личности (детская: преступность, наркомания и др.) [34].
Занятия спортом ставят на первое место среди средств снятия избыточной энергии, и направления ее в безопасное и полезное русло, а также прививают им чувство любви к Родине, желание защищать Отечество, формируют здоровый образ жизни и дисциплинированность. Одним из видов спорта, активно развивающий навыки военно-профессиональной деятельности является единоборство. Патриотическое воспитание, физическая подготовка и спорт, поддержка инициатив молодежи - самое эффективное средство профилактики негативных явлений в обществе. Патриотизм является объединяющей основой для реализации основных направлений государственной про- граммы. На сегодняшний день одной из важных задач является патриотическое воспитание и отношение молодежи, что возможно лишь при объединении и координации усилий государственных, муниципальных, общественных и других организаций различных сфер деятельности, включая физическую подготовку, спорт, туризм и молодежную политику. В последнее время наметился ряд позитивных тенденций в сфере реализации молодежной политики, развитии физической подготовки, спорта, в частности, такого вида спорта как единоборства [6].
Для дальнейшего развития системы гражданско-патриотического воспитания путем единоборств необходимы модернизация материально-технической базы спортивных учреждений, осуществляющих деятельность по патриотическому воспитанию, поддержка общественных объединений патриотической направленности, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов, осуществляющих патриотическое воспитание, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для решения задач патриотического воспитания [9].
Цель исследования - выявить наиболее эффективные пути патриотического воспитания молодежи в процессе занятий борьбой. Объект исследования - борцы разного возраста, занимающиеся в многонациональных спортивных коллективах.
Предмет исследования - патриотическое воспитание молодежи при занятиях борьбой.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что спортивные единоборства несут в себе духовно-нравственный потенциал для развития патриотических качеств личности занимающихся.
Задачи исследования. . Изучить теоретические основы патриотического воспитания в современных условиях при занятиями различными видами спорта; . определить специфику патриотического воспитания молодежи при занятиях борьбой в условиях работы с многонациональными спортивными коллективами; . проанализировать воспитательное воздействие организации и проведения спортивных тренировок, соревнований и турниров по видам борьбы разного масштаба и воспитание патриотических качеств молодежи; . подготовить методические рекомендации по патриотическому воспитанию борцов для тренеров, работающих с многонациональными спортивными коллективами. Методы исследования: . Анализ литературных источников и электронных ресурсов. . Изучение документации планирования воспитательной работы тренеров по видам борьбы. . Педагогические наблюдения за поведением борцов во время тренировок и соревнований. . Устные индивидуальные и групповые беседы с тренерами и борцами разных национальностей по проблеме патриотического воспитания при занятиях борьбой. . Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических качеств борцов во время тренировок, соревнований и в условиях работы спортивно-оздоровительного лагеря. . Обработка исследовательского материала разными способами, включая отдельные методы математической статистики. Теоретическая и практическая значимость исследования. В исследовании проанализирован и обобщен теоретико-практический материал по вопросам патриотического воспитания средствами единоборства. Полученные методы могут быть использованы в работе педагогов, тренеров и др.
Теоретический анализ проблемы показывает, что патриотизм как особое нравственное качество личности человека проявляется в любви к Родине, верности своему Отечеству, преданности и готовности служить своей Родине, стремлении защитить её интересы, привязанности человека к родной земле и уважительном отношении к другим народам, их культуре, языку, традициям и нетерпимости к расовой и национальной неприязни.
В современных условиях физическое воспитание выступает как социально значимая деятельность, которая способствует формированию и развитию не только физических, но и личностных качеств человека, таких как целеустремленность, дисциплинированность, жизненная активность, работоспособность, патриотизм, национальное самосознание, коллективизм, оптимизм и т. д. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, борьба.
Процесс занятий борьбой - одна из форм деятельности молодого поколения, оказывающая большое влияние на нравственно-патриотический облик. А положительный воспитательный эффект борьбы возможен лишь при умелом педагогическом использовании воспитательных возможностей и при творческом подходе к применению средств, способствующих воспитанию ценных качеств личности, таких как взаимопомощь в коллективе, высокая дисциплина, требовательность друг к другу, умение исходить в своих действиях из интересов коллектива, высокое трудолюбие, любовь к Родине.
Таким образом, борьба, как вид спорта следует рассматривать как одну из областей человеческой деятельности, где нравственно-патриотические нормы конкретизируются с учетом ее специфики. Это обусловлено тем, что молодежь находится в разнообразных и сложных отношениях с другими людьми. В условиях спортивной борьбы он действует при большом напряжении физических и моральных сил, что требует от него воспитанности, дисциплинированности, выдержки, точного соблюдения установленных норм и правил поведения. Роль борьбы в развитии нравственно-патриотического воспитания стала приобретать в последнее время масштабность. Чем выше уровень спортивного мастерства подрастающего поколения, тем определеннее и вдумчивее их суждения о нравственно-патриотических ценностях. Механизмы патриотического воспитания настолько важны, что их можно характеризовать как закон социального самосохранения.
При проведении спортивных соревнований по видам борьбы греко-римской, самбо, борьбе на поясах и другим видам спортивных единоборств, которые, как правило, посвящаются датам, событиям патриотического и интернационального характера, памяти героев войны, ветеранам спорта решению задач патриотического воспитания служат разработанные организаторами соревнований торжественные сценарии открытия и закрытия соревнований исполнение государственного гимна России, подъем государственного флага, гимнов борцов, которые всегда воспринимаются спортсменами, тренерами, судьями и зрителями как важные средства патриотического воспитания.