СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского проекта на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского проекта на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского проекта на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


СУХИХ СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

педагог дополнительного образования


Выступление на конференции «Представление результатов исследовательского проекта на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования»


Одной из актуальных задач современной системы образования становится развитие личности будущего специалиста, его активности, самостоятельности при решении возникающих задач как профессионального, так и любого другого уровня. Общественные процессы, происходящие в современном образовании, находят своё отражение и в системе дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать актуальные педагогические задачи, ориентируясь на свободу ребёнка, на реализацию его творческого потенциала, саморазвитие и самоопределение.

Хореография таит в себе уникальные возможности для всестороннего развития личности. Однако, методика преподавания хореографии достаточно традиционна и мало восприимчива к нововведениям, так как, учитывая специфику деятельности, педагоги выстраивают учебно-воспитательный процесс на основе научных знаний физического и физиологического развития детей. Перед педагогами по хореографии встала серьёзная проблема: как на занятиях, где каждый этап рассчитан поминутно (построение, поклон-приветствие, разминка и т. д.), найти время и какие использовать средства для формирования творческого мышления, исследовательских компетенций, социальной активности обучающихся?

МБУДО «Дом детского творчества» разработал и успешно реализовал научно-исследовательский проект на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования». Цель проекта – включённость всех субъектов образовательного процесса в проектно-исследовательскую деятельность, развитие их творческого потенциала, социально-профессиональное и личностное самоопределение, самообразование, самореализация обучающихся. До начала работы в эксперименте все педагоги-хореографы были против изменений традиционной системы преподавания, введения проектных технологий. В результате работы экспериментальной площадки постепенно изменилось отношение даже самых скептически настроенных к нововведениям педагогов. Руководители хореографических творческих объединений поняли необходимость обновления подходов к образовательной деятельности, приобрели знания по основам организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися.

Уже обладая достаточными компетенциями по данной теме, педагоги понимали, что подготовка каждого хореографического номера – это всегда, своего рода проект, однако проект педагогический, в котором детям отводится, в основном, роль исполнителей. Чтобы обучающиеся стали полноправными субъектами проектной деятельности, пришлось пересмотреть устоявшиеся взгляды на методику и организацию обучения хореографии.

Так, в начале учебного года воспитанников старшей группы ДОО «Экспрессия» начали привлекать к обсуждению репертуара на год, к выбору тематики номеров. Ребята совместно с педагогами решили, что основным практическим результатом проекта должно стать создание новой танцевальной композиции, посвящённой победе в Великой Отечественной войне. Не смотря на то, что всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, мы не вправе забывать о её событиях, о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину. Глобальная перестройка нашего общества повлекла за собой разрушение идеалов и ценностей, коренное изменение образа мысли и деятельности и, как результат, духовный дефицит и моральное обесценивание понятия «патриотизм». Поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Патриотизм олицетворяет неразрывность связи с историей и культурой своего Отечества, его достижениями и проблемами.

Перед педагогами и детьми встала сложная задача: как с помощью средств хореографии пробудить в зрителях чувство сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, чувство сопереживания к человеческим потерям и гордости героизмом и мужеством защитников нашей Родины?

В результате творческого взаимодействия педагогического и детского коллектива ДОО «Экспрессия» (24 подростка 12–17 лет), а также работников ДДТ, был разработан творческий проект «Чтобы помнили…», основная цель которого – реализация сущностных потребностей личности в самосознании внутреннего духовного мира, преобразования себя в движении к высшим духовным и нравственным ценностям (любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу, уважение к его традициям, культуре, истории).

Реализация проекта осуществлялась в течение учебного года поэтапно. На организационном этапе вся творческая группа работала над идеей постановки хореографической композиции. Совместно решили, что танцевальный номер должен состоять из нескольких частей, отражающих довоенную, военную и послевоенную эпоху. Дети и взрослые обсуждали события тех времён, рассматривали иллюстрации, фотографии, слушали музыкальный материал и отбирали то, что, по общему мнению, наиболее ярко характеризует 1941–1945 годы. Когда был решён вопрос с музыкальным сопровождением, в общих чертах был составлен рисунок танца и сделаны эскизы костюмов, приступили к реализации практического этапа.

Работа над постановкой была интересна всем участникам творческой группы: педагоги отрабатывали с детьми движения, концертмейстеры занимались обработкой и аранжировкой музыкального материала, некоторые обучающиеся готовили сообщения для сверстников о событиях Великой Отечественной войны. К изготовлению костюмов были привлечены швеи Центра внешкольной работы. В результате дружной и сплочённой работы над проектом стало возможным достижение поставленных целей и задач, а также создание танцевальной композиции, музыкального сопровождения и видеоматериалов, которые впоследствии эффективно использовались при организации учебно-воспитательного процесса.

Через проектную деятельность решались следующие задачи: развитие познавательного интереса подростков к историческим событиям времён Великой Отечественной войны; формирование коммуникативных и проектно-исследовательских компетентностей, креативных способностей детей; совершенствование эмоциональной сферы обучающихся, воспитание эстетического вкуса, уважения и любви к музыкальному и танцевальному искусству как эффективному средству самовыражения и передачи образа.

На заключительном этапе практические результаты проектной деятельности были представлены в разных формах публичного выступления: на научно-практической конференции ДДТ обучающиеся образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» успешно защитили работы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны; в мае на мероприятиях, посвящённых Победе, коллектив «Вдохновение» выступал с танцевальной композицией «Чтобы помнили…», которую посмотрели более 500 зрителей разного возраста, в том числе и ветеранов. Таким образом, проект «Чтобы помнили…» показал возможности эффективного формирования гражданско-патриотических качеств средствами хореографии.

Форма проектной деятельности позволила реализовать деятельностный подход в патриотическом воспитании подрастающего поколения, активизировать всех участников проекта, всесторонне осветить тему, создать атмосферу, помогающую обучающимся прочувствовать события военных времён. Учитывая то, что в основе деятельности коллектива лежат народные танцы, работая над проектом, обучающиеся приобрели значительный коммуникативный опыт, освоили основы исследовательской и поисковой работы, совершенствовали исполнительские навыки и умения. В процессе проектной деятельности обучающиеся выразили своё личное отношение к Великой Отечественной войне, мужеству и героизму советского народа не только средствами хореографии, но и через исследовательскую работу.

Оценив преимущества проектирования образовательной среды, педагоги и обучающиеся ДОО «Экспрессия» решили не останавливаться на достигнутом. Так, учитывая возросший интерес молодёжи к ирландским танцам, которые привлекают яркостью костюмов, выразительностью и ритмичностью исполнения, разработали и реализовали проект «Ирландский танец». Формирование культуры межнациональных отношений всегда было важнейшей составной частью воспитательного процесса в коллективе, так как это имеет огромное значение в развитии культуры танца. Уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям неразрывно связано с культурой межнациональных отношений. Образцовый ансамбль народного танца «Вдохновение» постоянно пополняет свой репертуар танцами народов мира (украинские, белорусские, молдавские, татарские и др.). В процессе подготовки танцевальной композиции дети знакомятся с историей и традициями народа, что помогает осознать характер и особенности исполнения танца, способствует воспитанию уважения к культуре разных наций.

Культура Ирландии интересна, своеобразна, но мало знакома россиянам. В процессе работы над проектом дети смогли проследить, как зарождался и видоизменялся танец в Ирландии, узнали о происхождении танцевального костюма, познакомились с наиболее характерными движениями и своеобразием рисунка современного ирландского танца. Обучающаяся ансамбля разработала свой исследовательский проект «Танец – воплощение культуры», который успешно представила на Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество». Хореографический номер «Ирландский танец» удостоен высоких наград на конкурсах разного уровня и до сих пор является украшением мероприятий, проводимых на разных концертных площадках города.

В следующем учебном году был успешно реализован проект «Балетмейстер: воплощение образа в танце», ориентированный на обучающихся, которые уже освоили дополнительную общеобразовательную программу, но хотели продолжить занятия в коллективе. В ходе работы над проектом дети подготовили сообщения о творческой деятельности известных балетмейстеров, на практике познакомились с алгоритмом работы над танцевальным номером, получили возможность попробовать себя в роли хореографов-постановщиков. Выпускница ансамбля решила связать свою будущую профессиональную деятельность с хореографическим искусством, успешно сдала экзамены и сейчас обучается в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов.

Все педагогические проекты были совершенно разными по целям и содержанию, но в целом проектная деятельность в коллективе имеет общие черты. Так, кроме организации системы мероприятий по теме, проекты включали сопровождение деятельности обучающихся над индивидуальными проектами. Среди задач таких педагогических проектов: расширение знаний и умений обучающихся по определённой теме и развитие проектно-исследовательских навыков. Продуктов проектной деятельности в таком случае предусматривается несколько: хореографический номер; сообщения и рефераты обучающихся; создание собственных проектов обучающимися в рамках общей темы с целью участия в НПК; создание мультимедийной презентации по теме и др.

Индивидуальные творческие проекты детей являются составной частью проектов педагогов. Проектирование образовательной среды в данных случаях способствует сплочению детского коллектива, повышению интереса к деятельности, вовлечению в жизнедеятельность творческого объединения родителей, повышению статуса коллектива в социуме и т. д.

Среди результатов каждого проекта – успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях Центра (4 работы) и Всероссийском конкурсе. Это важное достижение, так как особенностью обучения хореографии является то, что на занятиях дети не работают за партами и компьютерами, поэтому вся исследовательская составляющая проектной деятельности обучающимися осуществляется самостоятельно во внеучебное время.

Педагоги МБУДО ДДТ на практике убедились в том, что проектная деятельность – это эффективное средство всестороннего развития обучающихся. Залогом успешной работы является атмосфера взаимопонимания и творческого поиска между всеми участниками проекта.