СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Современные подходы к социализации детей с нарушением интеллектуального развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Современные подходы к социализации детей с нарушением интеллектуального развития»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Современные подходы к социализации детей с нарушением интеллектуального развития»»

ОГКОУ «Школа №11 г.Димитровграда»

учитель Овчинникова Ирина Алексеевна

Выступление на конференции «Современные подходы к социализации детей с нарушением интеллектуального развития»


Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденция к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и создание новых технологий для работы с такими детьми.

Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы коррекционного обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Традиционно в специальной педагогике и специальной психологии существуют два основных направления осуществления коррекционного воздействия. Одно из них реализуется в области коррекции высших психических функций. Другое направление работы базируется на признании значимости коррекционного влияния на ведущую и типичные виды деятельности ребенка.

Возможность положительных результатов коррекционной работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории. При условии особой организации воспитательно-образовательного процесса дети с нарушением интеллекта способны овладеть программой детского сада и в большинстве случаев продолжить образование.

Принципиальный подход к изучению социализации аномального ребенка предложен Л. С. Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор коррекции их недостатков. Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных качеств у ребенка с нарушением интеллекта.

Целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей), создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы, различными формами общения, обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации школьников с нарушением интеллекта в современном обществе.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности ребенка. У детей с нарушением интеллекта даже к концу младшего школьного возраста игра не достигает уровня ведущей деятельности без специальной психолого-педагогической коррекции.

Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.