СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом семинаре учителей филологического цикла по теме «Методика подготовки к ОГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом семинаре учителей филологического цикла по теме «Методика подготовки к ОГЭ»»

МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева

















Выступление на методическом семинаре учителей филологического цикла по теме «Методика подготовки к ОГЭ»









учитель русского языка и литературы

О.А.Калюга






















2023 год


Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе, а также читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче Итогового собеседования в 9 классе. Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания идр. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● составление планов;

● характеристика героя;

● написание отзыва;

● написание сочинения. Др.

Развитию читательской компетентности способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровых технологий, информационных технологий, технологии критического реализма. Изменение подхода к обучению позволяет обучающимся творчески подходить к нестандартной ситуации, связанной с чтением учебной, публицистической и научнопопулярной литературы, уметь ориентироваться в различных видах информации. Работать с текстом обучают все учителя – предметники. Но на уроках русского языка и литературы обучающиеся учатся читать вдумчиво, понимать широкий контекст и подтекст и интерпретировать его с различных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста, использовать чтение для решения своих проблем. Проводятся послетекстовые обсуждения с целью получения читательского отклика; идет обсуждение того, что узнали, выяснили, обучающиеся обмениваются мнениями. Привычными стратегиями работы стали составление кластера, граф-схем, синквейна; дискуссия.

К наиболее эффективным технологиям, направленных на формирование читательской компетенции учащихся, применяемым мною, можно отнести технологию критического мышления, технологию проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ сегодня значительно повышает эффективность работы по формированию читательской компетентности и обладает значительным потенциалом для продвижения книги, приобщению к чтению. Учащимся моих классов создают литературные презентации, как по теме урока, так и по их личным читательским интересам. Учащиеся 9-х классов создают презентации по творчеству различных писателей, причем, каждый ученик выбирает информацию , которая заинтересовала его и будет интересна одноклассникам, например, личная жизнь писателя, яркие этапы творчества. Кроме того, по творчеству поэтов ученики создают в электронном или в бумажном виде поэтическую страничку творчества изучаемого поэта ,где выбирают любимое стихотворение, указывают период творчества с анализом лирического произведения. Все презентации и поэтические странички ученики защищают перед классом, одноклассники задают вопросы. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.

В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ:

Прием «Чтение с пометами» (чаще на уроках русского языка)

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др. Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по

изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей

работы.

Прием «Составление кластера»

Прием «Синквэйн» 

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

Прием « Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь

ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Метод «Шесть шляп критического мышления

Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.

Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

Кроме того, для повышения читательской компетенции учащихся использую и проектную деятельность, проектную технологию. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Возвращаясь к теме выступления , могу сказать, что научившись правильно, вдумчиво читать, учащиеся справятся с пересказом, смогут грамотно составить рассказ по любой теме и проявить себя в роли интересного собеседника. Но

для успешной сдачи нужно еще и победить волнение, выдавать ответы быстро и делать это грамотно. Успех – это, прежде всего, четкое понимание структуры экзамена и тщательная подготовка. А это уже задача учителя, стремящегося научить детей не только действовать, но и планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели. Одним из таких способов, на мой взгляд, является использование алгоритмов при подготовке к экзамену.

Правильно выработанные алгоритмы работы по предлагаемым заданиям на устном экзамене помогают понять содержание задания, подготовиться к ответу и правильно выполнить его, соблюдая время, рекомендованное для подготовки и для ответа.

Для формирования коммуникативных и читательских компетенций, каждый ученик ведет «Справочник по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку», в который вносит с помощью учителя весь материал, необходимый для сдачи устного экзамена в виде теоретических записей, схем, таблиц, алгоритмов. Обучающиеся пользуются им на уроках, консультациях.

Первое задание – «чтение текста вслух» – направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи. Неоценимую роль при подготовке к выполнению задания играют пошаговые действия:

Шаг 1-й. Ученик читает текст шёпотом, четко проговаривая слова, стараясь понять общий смысл на уровне темы (о ком говорится?). Обычно это тема предъявляется не позднее второго предложения текста.

Для чтения учащимся будут предложены тексты научно-публицистического стиля о выдающихся людях России, что преследует важные воспитательные и познавательные цели. При подготовке к выразительному чтению такого текста необходимо учитывать тот факт, что современному девятикласснику именно эти тексты непривычны для чтения вслух. Такому виду чтения уделяем время на уроках русского языка и литературы. Читаем не только художественную литературу, но и научно-учебную из различных источников.

Чтобы ученик лучше понял и начал даже запоминать текст, провожу обучение чтению вслух с письменными разметками текста (партитурными знаками). На экзамене при предварительном ознакомлении с текстом ученику необходимо успеть разглядеть знаки препинания, чтобы интонировать текст в соответствии с ними. Ведь именно знаки препинания указывают, какой должна быть мелодика текста, где должны прозвучать паузы, где следует остановиться, где следует ускорить темп, подсказывают интонацию вопроса, побуждения, восклицания. Для этого учащихся знакомлю с языковыми (грамматическими) функциями знаков препинания.

Шаг 2-й. Ученик во время предварительного прочтения текста в каждом абзаце находит имена числительные, написанные не буквами, а цифрами, трудные для чтения слова (длинные и непонятные).

При тренировке чтения научно-публицистических текстов учащиеся отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных. Здесь важную роль играют проводимые мною орфоэпические разминки, грамматические «пятиминутки» (например, на склонение числительных, причастий).

Обычно учащиеся стараются прочитать текст быстро, поэтому при чтении чаще всего встречается такой вид ошибки, как искажение слов. Для отработки темпа чтения рекомендую детям прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика).

Шаг 3-й. Ученик выделяет в каждом абзаце микротему, ключевые слова, связанные с ней, и записывает на черновик с помощью логической схемы, чтобы ему было легче читать, а потом пересказывать текст, сохраняя основные микротемы и их основное содержание.

Для понимания текста о людях, оставивших след в истории нашей Родины, необходимо выяснить, что именно автор хочет сказать нам о выдающемся человеке. Для этой важной работы необходимо научить учащихся составлять логическую схему научно-популярного текста о знаменитых людях. 

В схему вносятся слова, которые несут смысловую нагрузку (они называют достижения, черты характера, действия, то, что помнят потомки) и минимальное количество зависимых от них слов. Отрабатывать использование обобщенной модели логической схемы предлагается в течение долгого времени, так как эта работа трудна для непривычного к ней человека. Обязательно надо начинать с письменной фиксации примеров на бумаге в виде очень кратких набросков, но в дальнейшем приучать учащихся эти примеры запоминать.

Шаг 4-й. Ученик читает научно-публицистический текст вслух в три раза медленнее, чем при знакомстве с ним. Это дает ему возможность очень внимательно следить за текстом, «отдыхать» на точках в конце каждого предложения и на запятых в его середине, забегать глазами вперед, готовясь к чтению следующей фразы.

Второе задание – «пересказ текста с включением приведённого высказывания». Здесь нужно пересказать тот же самый текст, который читали в первом задании, поэтому при подготовке задания № 1 ученик минимум на 50 % готовит и задание № 2.

При подготовке задания № 2 отрабатываются следующие пошаговые действия ученика на экзамене:

Шаг 1-й. Читая текст еще раз, ищет место и способ включения предложенного высказывания в пересказ.

Особое внимание стоит уделить работе с высказыванием, которое надо уместно и точно разместить в воспроизводимом тексте. Обязательно при подготовке основательно изучаем тему «Цитирование и его способы передачи чужой речи», «Способы введения цитирования». Также для связности текста предлагаем учащимся речевые клише, которые не противоречат правильности введения цитаты, уместности и логичности включения цитаты в текст пересказа

Шаг 2-й. Фиксирует на бумаге уже знакомую логическую схему глаголами для связности пересказа.

При подготовке к выразительному чтению текста в логическую схему глаголы не включались, так как они для выразительного чтения по смыслу вторичны, а также потому, что ученик их просто не успеет записать. Теперь, при подготовке связного пересказа, в эти схемы надо ввести глаголы.

Применение логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев. Такой работе нужно обучать систематически от занятия к занятию, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Шаг 3-й. Пересказывает научно-публицистический текст, опираясь на логическую схему, включает в него предложенное высказывание по теме.

Третье задание – «монологическое высказывание». Учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описание, повествование или рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Для этого они выбирают один из трёх предложенных вариантов монолога и начинают работать с тем типом речи, в рамках которого им легче создавать текст в предложенных условиях.

Для успешного выполнения задания № 3 сначала работу начинаю с того, что приучаю учащихся твердо знать характеристики каждого типа речи и различия между ними. Текст каждого типа и понимается, и строится по-разному. Потом осмысленно, по определенным алгоритмам, сделать собственный текст: изобрести его содержание и логически выстроить. Чтобы не терять времени при подготовке задания, надо знать эти шаги, основанные на логических и композиционных схемах каждого типа речи, и уметь их использовать.

Высказывание на первую тему предполагает описание фотографии (задание № 3, тема 1).

При создании и исполнении устного описательного монологического высказывания учим учащихся отрабатывать на тренингах следующие действия:

Шаг 1-й. Учащийся внимательно рассматривает фотографию и определяет тему фотографии (чему посвящена фотография?).

Шаг 2-й. Старается увидеть «подсказки» в формулировках вопросов.

Шаг 3-й. Строит монолог, опираясь на 5 смысловых вопросов:

- время действия (когда? в какое время?)

- место действия (где? в каком месте?)

- внешний вид участников (кто? как выглядят?)

- занятие участников (что делают? чем заняты? как?)

- настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)

Работа по предложенному алгоритму совпадает с ответами на вспомогательные вопросы, но идет быстрее и увереннее, а объем полученного словесного материала легко выходит за пределы 10 фраз.

Вторая тема задания № 3 предполагает создание и исполнение короткого устного повествовательного монологического высказывания.

На итоговом собеседовании для соблюдения коммуникативной задачи ученики IX класса должны сосредоточиться на учебном повествовании с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта.

Приучаем к пошаговому алгоритму при составлении текста для придания действиям сочинителя упорядоченного характера:

Шаг 1-й. Учащийся изобретает свойства героя или героев монолога, которые будут уместны для данной темы задания.

 Шаг 2-й. Изобретает события, которые вписываются в логическую схему.

Шаг 3-й. Эту схему учащийся соотносит с композиционной схемой повествования, которую он может знать с уроков литературы: вступление (место, время, участники события) – завязка (момент, с которого начинается событие) – развитие действия – кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии события) – развязка (заключительный момент) – возможный, но необязательный эпилог).

Третья тема задания № 3 предполагает рассуждение по одной из сформулированных проблем. Проблемный вопрос, заданный для создания рассуждения на итоговом собеседовании, скорее всего, потребует от 9-классника, выбравшего тему 3, использование такого вида рассуждения, как рассуждение-объяснение с введением элементов рассуждения-доказательства.

Учим учащихся рассуждения-объяснения создавать, в первую очередь, на основе композиционной схемы:

При работе с описательным (тема 1) и повествовательным (тема 2) монологами учащимся предлагается изобретать монологическое высказывание на основе его логической схемы, а вопросы использовать лишь как возможную дополнительную информацию. При обучении монологу-рассуждению (тема 3) рекомендуем им опираться именно на вопросы, предложенные в каждом из заданий, и на их основе строить схему будущего монолога.

Создать (изобрести, сочинить) текст, который будет отвечать требованиям рассуждения-объяснения, помогает алгоритм одноминутной подготовки устного монологического высказывания-рассуждения.

Шаг 1-й. Учащийся рассматривает формулировку основного проблемного вопроса как материал для основной мысли создаваемого монолога и определяет тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

Шаг 2-й. Дает толкование тех тематических слов, которые есть в основном вопросе. Эти слова должны повторяться в формулировке каждого из вспомогательных вопросов.

Шаг 3-й. Все предложенные вспомогательные вопросы рассматривает как основу аргументов к основной мысли, т.е. как бы «сортирует» вопросы: каким аргументом может стать каждый из них.

Шаг 4-й. Вспоминает, строит композиционную схему текста-рассуждения, которая поможет ему раскрыть тему и идею монологического высказывания.

Эти шаги обеспечивают выпускникам быструю первичную ориентировку в тексте задания (на что смотреть в первую очередь и что с этим делать) и, следовательно, в последующей работе с собственным монологическим высказыванием.

Четвертое задание – «диалог с экзаменатором-собеседником». В данном задании учащемуся предстоит выполнить коммуникативную задачу – дать полные ответы на 3 проблемных вопроса, логически связанных между собой. В диалоге ученик будем использовать речевые умения, освоенные при создании монологического рассуждения, так как этот ответ должен быть рассуждением-объяснением, и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения. Разница только в том, что ответы надо произносить быстро, без подготовки. Как не растеряться в такой ситуации?

Ответ на каждый из предложенных вопросов строим на основе пошаговых действий ученика, позволяющего быстро сориентироваться в ситуации выслушивания вопроса и грамотно ответить на заданный вопрос.

Шаг 1-й. Учащийся внимательно выслушивает вопрос, обращая внимание на вопросительное слово (оно позволит определить логику ответа и быстро сформулировать основную мысль ответной реплики) и тематические слова, чтобы понять, о чём в вопросе идет речь.

Шаг 2-й. Ученик перестраивает вопросы и получает формулировку основной мысли своего ответа, а потом начинает рассуждать, если в вопросе есть слова:

При этом строит сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того, что, несмотря на то что и т.п. и вводит в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.

Для того чтобы рационально использовать время на уроке, задания, алгоритмы использую на консультациях .

Для отработки заданий итогового собеседования по русскому языку использую ресурсы Интернета, а именно ФИПИ, образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ».

Целенаправленная работа по применению алгоритмов, несомненно, дает положительные результаты. Действия учащихся, направленные на выполнение учебной задачи, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными.

Анализ проведения устного собеседования показал:

 Чтение вслух (100% выполнения). Интонация чтения соответствовала пунктуационному оформлению текста, темп чтения у обучающихся соответствовал коммуникативной задаче.

Пересказ текста с включением высказывания - 7 учеников неуместно включили высказывание в текст во время пересказа (82.0% выполнения).

Все обучающиеся, к сожалению, допустили грамматические ошибки (0% выполнения).

Фактические ошибки, связанные с пониманием текста допустили 12 человек(69.2% выполнения). В основном, это слабоуспевающие учащиеся.

Более 3 речевых ошибок допустили 13 человек (66.6 % выполнения).

7 учеников допустили искажение слов (82.0% выполнения).

С монологическим высказыванием обучающиеся справились достаточно хорошо. Ребята чаще выбирали две темы для собеседования: «В кинотеатре» (на основе описания фотографии) и повествование на тему «Любимый праздник».

Многим при построении монолога помогли вопросы, приведенные в задании. Участники собеседования старались выстраивать свои речевые высказывания последовательно, грамотно выстраивая каждое предложение. Общий процент выполнения с заданием - 83,3%.

В четвертом задании Диалог у обучающихся не возникли затруднения при построении полных распространенных предложений. Но при этом половина обучающихся не учли условия речевой ситуации (65% выполнения).

Анализируя результаты монологического высказывания и диалога следует сделать вывод о том, что речевые ошибки все же присутствуют, так как речь большинства учащихся отличается бедностью , неточностью словаря.

Таким образом, следует вывод, что:


 1. Уровень организации проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе хороший.

2. Уровень результатов устного собеседования по русскому языку в 9 классе  выше среднего.

Я, как учитель-предметник, считаю, что хороших результатов устного собеседования по русскому языку удалось достичь благодаря именно технологии смыслового чтения.