СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО по теме: Основные тенденции и проблемы духовно-нравственного воспитания школьников с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО по теме: Основные тенденции и проблемы духовно-нравственного воспитания школьников с умственной отсталостью.»

Выступление на МО 27.03.2023

По теме: Основные тенденции и проблемы духовно-нравственного воспитания школьников с умственной отсталостью.

Подготовила: Попикова Наталья Александровна


Программа духовно-нравственного развития

1.Пояснительная записка


1.1 Актуальность программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа духовно-нравственного развития и воспитания призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

1.2. Нормативно правовая база

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью являются Конституция РФ, Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина РФ.

1.3. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

является социально-педагогическая поддержка и приобщение школьников к

базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В области формирования личностной культуры

1 - 4 классы:

- формирование мотивации универсальной нравственной компетенции —

«становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-

продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе

нравственных установок и моральных норм;

- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо»

и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника

поступать «хорошо»;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование первоначальных представлений о некоторых

общечеловеческих (базовых) ценностях;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,

настойчивости в достижении результата.

5 - 9 классы:

- формирование способности давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и

действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию

ответственности за их результаты.

В области формирования социальной культуры

1 - 4 классы:

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,

понимания других людей и сопереживания им.

5 - 9 классы:

- пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;

- формирование ценностного отношения к своему национальному языку

и культуре;

- проявление интереса к общественным явлениям и событиям;

- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям представителей народов России;

- воспитание уважительного отношения к Закону (Основному закону ―

Конституции РФ, законам страны), направленности на его выполнение, на

соблюдение правопорядка в обществе.

В области формирования семейной культуры

1 - 4 классы:

- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного,

заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование положительного отношения к семейным традициям и

устоям.

5 - 9 классы:

- формирование представления о семейных ценностях, гендерных

семейных ролях и уважения к ним;

- активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных

традиций.

Основные направления программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общие задачи духовно - нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон нравственного развития личности гражданина России.

Каждое направление нравственного развития обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать формирование их у обучающихся на доступном для них уровне.

Каждое направление проходит через систему урочной и внеурочной деятельности.


Базовые национальные ценности РФ:

  • Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

  • Здоровье - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.


Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

в КГКОУ ШИ 14 осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  2. Воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


1.4. Принципы организации духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


В основе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью лежат следующие принципы:

  1. Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

  1. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

  1. Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

  1. Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.


2. Основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

Задачи:

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

  • формирование правовой культуры, гуманистического мировоззрения, способности к самореализации;

  • духовно-нравственное становление личности;

  • формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота;

  • формирование чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания.

Формы работы:

Урочная деятельность: изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории и т.д.); экскурсии, посещение исторических и памятных мест, музейные уроки.

Внеурочная деятельность: познавательные беседы, проблемно-ценностное общение, классные часы, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции, посещение кинотеатра.


Мероприятия по реализации воспитательной программы


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Цикл бесед по правовой грамотности: «Я – гражданин России», «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права и обязанности, дети», «Имею право» , «Поговорим об ответственности», «В стране законов»,

в течение года

беседы, классные часы, деловая игра, диспут

Цикл мероприятий, посвященных государственной символике: «Государственный герб», «Знамена России», «Государственный гимн», «Федеральные законы о государственных символах России», «История государственной символики».

в течение года

беседы, классные часы, деловая игра.

Цикл классных часов, посвященных памятным датам в учебном году:

- Герой нашего времени.

–Памятные даты в жизни страны.

– Скрытое чувство патриотизма.

– Труд на благо Родины.

– Диспут «Человек как патриот своей Родины».

– Традиции наших дней.

– Что значит «быть патриотом» сегодня?

– Исторический вечер «Я люблю тебя, Россия!».

в течение года

Беседы, классные часы, патриотические игры

День знаний

сентябрь

праздничная линейка, классный час

«День учителя»

октябрь

праздничная линейка, классный час

Декада «Герои Отечества»

Сильная Россия – Единая Россия!


ноябрь

классные часы, информационная линейка, выставка рисунков

Декада « День народного единства – 4 ноября»


ноябрь

викторина

Цикл занятий: «День основания города Амурска», «Малая Родина», «Тайны моего города», «История одной улицы»

ноябрь

классные часы, проекты, экскурсии, беседы

День Конституции «Конституция - основной закон государства» «Я гражданин России»

декабрь

классные часы

Мероприятие ко Дню Защитника Отечества

«Несокрушимая и легендарная».

Урок в музее «Подвигу народа жить в веках».

февраль

Праздничный концерт, экскурсия

«Чтоб Защитником стать, надо сильным и смелым быть»

февраль

спортивная эстафета

День Космонавтики

апрель

беседы, классные часы

Праздник Весны и труда

май

классные часы

Победа в Великой Отечественной войне.

Память за собою позови.

Строка, оборванная пулей (конкурс стихов).

Этот день Победы.

май

Литературно-музыкальная композиция, конкурс, беседа


Предполагаемый результат:

1 - 4 классы:

- любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России;

- элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о

ближайшем окружении и о себе;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

- уважение к защитникам Родины;

- положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших

событиях в истории России и её народов;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице,

к невыполнению человеком своих обязанностей;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в

жизни России.

5 - 9 классы:

- представления о символах государства;

- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительное отношение к русскому языку как государственному;

- представления о народах России, о единстве народов нашей страны.


Направление 2. Воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно - нравственного поведения.

Цель: возрождение нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной деятельности.

Задачи:

  • формирование нравственных ориентиров;

  • повышение уровня воспитанности обучающихся;

  • развитие умений и навыков социального общения;

  • воспитание культуры общения, культуры поведения;

  • создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;

  • формирование социальной активности личности учащихся;

  • формирование представления о базовых национальных российских ценностях;

  • формирование представления о религиозной картине мира;

  • воспитание уважения к людям разных возрастов;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • воспитание дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Формы работы:

  • Урочная деятельность: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, просмотра учебных фильмов и др.

  • Внеурочная деятельность: участие в творческой деятельности, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, классные часы, беседы, праздники, акции благотворительности и милосердия, отражающие культурные и духовные традиции народов России.


Мероприятия по реализации воспитательной программы:


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»

«Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться лучше помириться», «Почему чашка воды больше моря?»,

«Чужой беды не бывает»

в течение года

беседы, классные часы.

Цикл нравственных бесед по теме «Уроки милосердия и доброты»:

«Мамина гостиная», «Вначале было слово…», «Улыбка и смех приятен для всех», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью», «Если добрый ты» «Обращение со старшими»; «Без друзей меня чуть-чуть», «Я отвечаю за свои поступки», «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть», «О поступках плохих и хороших», «Заповеди нашего класса».

в течение года

беседы, классные часы.

Цикл бесед, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам:

Совещание «Экстрим как актуальная проблема международных отношений»

Совещание «Формирование толерантности в образовательном учреждении»

Лекция для родителей «Поговорим о толерантности или Радости и сложности общения».

Классный час "Экипаж одного корабля"

Классный час «Я и моя семья»

Классный час «Ты да я, да мы с тобой»

Классный час «Вместе лучше»

Классный час «Учимся договариваться»

Классный час «Дружный класс»

Классный час «Декларация принципов толерантности»

в течение года

совещание, лекции, беседы, классные часы

Фольклорный праздник «Русская ярмарка»


праздник

Беседа «Азбука толерантности»

сентябрь

беседа

«Веселые правила хорошего тона»

февраль

игра

Праздники: Рождество Христово»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Рождество Богородицы»; «Успение»; «Покров»

в течение года

беседы

Тематические классные часы, беседы по изучению национальных традиций, обрядов, ремесел, праздников

в течение года

беседы, классные часы.

Неделя духовно- нравственного воспитания « Добрые дела на благо людям»!»



День пожилого человека «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.

октябрь

беседы, классные часы.

11 Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (1-4 кл.)

в течение года


День матери

«Мама – нет роднее слова!»


ноябрь

Комплекс мероприятий

концертная

программа;

выставка рисунков,

классный час

Праздник «Новогодняя сказка»

«Мастерская Деда Мороза»

декабрь

Комплекс мероприятий:

выставка рисунков, поделок

Международный женский день

«8 Марта!»

март

Комплекс мероприятий

концертная

программа;

выставка рисунков, поделок,

классный час

«Последний звонок»


май

Концертная программа


Предполагаемый результат:

1 - 4 классы:

- различение хороших и плохих поступков; умение дифференцировать плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим.

- знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).


5-9 классы:

- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- представления о правилах этики, культуре речи;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.

Задачи:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • формирование представлений об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • формирование навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

  • формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Формы работы:

Урочная деятельность: уроки трудового обучения, социально-бытовой ориентировки, работа творческих и учебно-производственных мастерских, беседы, встречи с интересными людьми.

Внеурочная деятельность: классные часы, экскурсии по городу, в ходе которых знакомство с различными видами труда, встречи с представителями разных профессий, сюжетно-ролевые экономические игры, проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), проведение субботников, участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования.

Мероприятия по реализации воспитательной программы


Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

«Мастерская Деда Мороза»

декабрь

трудовая акция

Ярмарка профессий «Город мастеров»

апрель-май

творческий отчёт кружков, студий

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши»

в течение года

беседы, классные часы

Тематическая неделя

« Наш главный труд- учеба»

октябрь

беседы, классные часы

Конкурс «Лучшая классная комната»

ноябрь

конкурс

« В мире профессий»

март

классные часы

« Чудесные ручки» конкурс-выставка творческих работ

декабрь

выставка

Книжкина больница

«Библиотеке - нашу помощь»

в течение года

трудовая акция

Цикл классных часов:

«Значение труда в жизни»,

«Что такое денежные расходы?».

«Предприятия города»

« Разнообразие профессий»

в течение года

беседы, классные часы

«Волшебный мир руками детей»

июнь

выставка детского творчества

Оформление классных комнат и рекреаций школы к праздникам и мероприятиям

в течение года

трудовая акция

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек

в течение года

трудовая акция

«Чистый класс»

в течение года

генеральная уборка класса

Субботники и уход за участком

октябрь, апрель

трудовая акция


Предполагаемый результат:

1 - 4 классы:

- положительное отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- умение соблюдать порядок на рабочем месте;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно – полезной и личностно значимой деятельности.


5- 9 классы:

- представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении трудовой деятельности в жизни человека и общества;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбия;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности;

- умение организовать свое рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей;

- мотивация к самореализации в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


Направление 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

  • формирование любви и уважения к ценностям отечественной культуры;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций;

  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду.

Формы работы:

Урочная деятельность: предметные уроки, просмотр учебных фильмов, экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, посещение музеев, выставок, встречи с представителями творческих профессий.

Внеурочная деятельность: проведение выставок семейного художественного творчества, посещение театров, конкурсов и фестивалей, посещение выставок, участие в художественном оформлении помещений, подготовка и проведение праздников, классные часы, акции.


Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

«Город, в котором ты живёшь»

сентябрь, май

Экскурсии по городу

Экскурсии на художественные выставки, музеи

в течение года

Экскурсии в музей

Участие в концертной программе ко Дню Учителя

октябрь-май


Неделя «Радуга толерантности»

Шоу-программа «Мисс Кис-кис»

Классные часы «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках»

Праздник «Покров. День матери»

Игровая программа «Чудесное путешествие»

ноябрь-май

беседы, классные часы, концертная

программа;


Новогодние представления «Встречаем Новый год»

«Мастерская Деда Мороза»:

Конкурс новогодних газет и плакатов,

Конкурс поделок «Ай-да, ёлочка»

Конкурс украшения кабинетов

Изготовление новогодних игрушек на ёлку

декабрь

выставки конкурсы представления

Подготовка к конкурсу «Смотр строя и песни»

Участие в концерте к 23 февраля

февраль

конкурс, концерт

Участие и подготовка в конкурсе чтецов

«Человек велик трудом»


Апрель

май

конкурс


«Радуйся вместе с нами»

май

акция


Предполагаемый результат:

1 - 4 классы:

- различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

- умение видеть красоту в окружающем мире;

- положительное отношение к аккуратности и опрятности;

- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;

- умение видеть красоту в поведении, поступках людей.


5- 9 классы:

- осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знание культуры родного края;

- формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;

- развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);

- закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- стремление к опрятному внешнему виду;

- отрицательное отношение и противостояние некрасивым поступкам и неряшливости.

Направления организации духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта в КГКОУ ШИ 14 реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом.

Содержание и используемые формы коррекционно-воспитательной работы соответствуют ступени обучения, уровню интеллектуального развития обучающихся, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.


3. Условия реализации основных направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе педагогов КГКОУ ШИ 14, семьи и других институтов общества. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для нравственного развития и воспитания обучающихся.

Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые обучающимися в рамках учебной деятельности. Осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по чтению, окружающему миру, истории и другим предметам, имеющим личностные линии развития.

Внеурочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые обучающимися в ходе внеклассных занятий в ГПД, участия в праздниках и в подготовке к этим праздникам, участие в работе кружков, спортивных секций и т.д.

Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый обучающимися в процессе решения реальных общественно значимых задач (добровольное сознательное участие в трудовых акциях, помощь ветеранам труда и так далее).

3.1. Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется не только КГКОУ ШИ 14, но и семьей, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации духовно - нравственного уклада жизни обучающегося.

Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно - нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива КГКОУ ШИ 14

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов духовно - нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений развития обучающихся.

Права и обязанности родителей (законных представителей) определены в статьях 37,43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, ст. 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно - нравственного развития обучающихся, основана на следующих принципах:

-совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по развитию обучающихся;

-сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

-педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

-поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

-содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания;

-опора на положительный опыт семейного воспитания.


Целью работы образовательного учреждения с семьями обучающихся является укрепление связи семьи и школы.

Задачи педагогов КГКОУ ШИ 14 в работе с родителями (законными представителями) обучающихся:

-создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

-позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

-преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

-способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

-создавать условия для духовного общения детей и родителей;

-создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

-вовлекать родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность;

-оказывать помощь семье в воспитании детей;

-создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;

-знакомить с нормативно-правовой документацией по защите прав ребенка.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.


Название мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Диагностическая работа по изучению семьи

сентябрь, октябрь, по мере прихода новых обучающихся

беседа, анкета, наблюдение

посещение семей обучающихся

Цикл бесед на тему «Моя семья»:

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,

«Традиции нашей семьи»

в течение года

беседы, классные часы

Классные родительские собрания

«Итоги учебного года и задачи работы школы на новый учебный год. Организация внеурочной деятельности учащихся».

Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.

сентябрь

собрание

1)Планирование работы классных родительских комитетов.

2) Привлечение родителей к участию в делах класса и школы.

сентябрь-октябрь


Лекция для родителей «Причины правонарушений несовершеннолетними, Уголовная и административная ответственность.»

ноябрь

лекция

Информирование родителей об успехах ребенка за триместр

ноябрь

собрание

Месячник семьи»: (1-9 классы)

Конкурс кормушек (1-9 класс);

День коллективного отдыха родителей и детей (1-4 классы);

Конкурс команд «Мама, папа, я – спортивная семья» (5-7 кл);

январь

конкурс

соревнования

Общешкольное родительское собрание.

«Отчёт о работе за год. Планирование летнего труда и отдыха обучающихся»

май

собрание

Тематические родительские собрания по классам (на выбор)

Единство требований школы и семьи в воспитании ребенка.

Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.

Пример родителей – основное усвоение успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка.

Досуг подростков.

Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных подростков».

Пути-дороги наших детей. О влиянии семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассниками.

Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам

в течение года

собрание

Общешкольное родительское собрание


2 раза в год (сентябрь, май)

собрание

Участие родителей во внеурочной деятельности.

Традиционные совместные мероприятия родителей, обучающихся, учителей:

“День рождения класса”

Традиции нашей семьи

Общешкольные мероприятия (День знаний, День Матери, Новый год, День защитника Отечества, Масленица, 8 марта, День Победы, Последний звонок, Выпускной)

Субботники

Экологический проект «Укрась кусочек планеты». Выращивание дома детьми и родителями рассады цветов для пришкольного участка

Акция «Помоги зимующим птицам» (изготовление кормушек для птиц и их развешивание вместе с родителями)

Акция «Каждому ребенку – подарок» (для детей на домашнем обучении

Проект «Лучшая семья»

Выполнение задания к проекту:

- составление генеалогического древа.

- рассказ о семейных традициях и реликвиях.

- подбор фотографий для электронного альбома.

- рисунки «Мой дом».

- подготовка художественных номеров, костюмов, оборудования.

в течение года


Работа с семьями обучающихся, стоящих на ВШК

в течение года


Работа с социально-неблагополучными семьями

в течение года


Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

в течение года


«Дни открытых дверей».

в течение года




4. Мониторинг реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Эффективное воспитание, формирующее социально активную, культурную, высоконравственную, творческую и социализированную личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого обучающегося и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его готовности к самостоятельной жизни. Мониторинг уровня духовно -нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся КГКОУ ШИ 14 разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом планируемых личностных результатов, позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательно-воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания, но и создать условия для самореализации ребёнка во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах развития.

Мониторинг позволяет педагогическому коллективу и родителям (законным представителям):

1) отслеживать динамику духовно -нравственного развития обучающихся в течение учебного года;

2) сравнивать результаты воспитательной деятельности между классами;

3) отслеживать динамику развития обучающихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии КГКОУ ШИ 14 с семьями обучающихся с 1 по 9 класс.

Программа мониторинга отвечает этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Предлагаемые формы предоставления результатов исследования не представляют угрозы личности, психологической безопасности, эмоциональному и социальному статусу обучающегося.

4.1. Цель и задачи мониторинга

Цель: определить эффективность деятельности педагогического коллектива по конкретным результатам развития личности обучающихся, на основе выявленных тенденций, построить систему работы по эффективному социально-педагогическому сопровождению. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- проследить динамику развития личности обучающихся в соответствии с критериями уровня готовности;

- сформировать информационную базу уровня развития личности каждого ребенка;

- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;

- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности обучающегося, зоны его ближайшего развития, наметить пути их реализации.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущим методом будет педагогическое наблюдение в естественных условиях в совместной с педагогами и сверстниками деятельности обучающихся.

При подборе критериев и показателей уровня развития, обучающихся КГКОУ ШИ 14, использовался системный подход, позволяющий установить взаимосвязь с целями, содержанием, способами воспитательного воздействия и планируемыми результатами реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Мониторинг духовно –нравственного развития обучающихся КГКОУ ШИ 14 является частью общепедагогического мониторинга, служит оптимизацией педагогической деятельности,

содействует научно-обоснованному определению условий совершенствования образовательно-воспитательного процесса КГКОУ ШИ 14

Первый уровень результатов–приобретение обучающимся социальных компетенций (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов–получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов–получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что учитывается при организации процесса воспитания и социализации обучающихся.

Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов:


Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень

Приобретение обучающимся социальных знаний

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность


Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход.

2 уровень

Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества


Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом


Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень

Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности


Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для обучающегося должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.


4.2. Принципы диагностической деятельности

Деятельность по реализации программы мониторинга духовно –нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подчиняется основным законам диагностического исследования. Психика ребёнка находится в процессе становления, поэтому при её изучении необходимо руководствоваться следующими принципами, каждый из которых имеет своё назначение и цель:

1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма нацеливает на осознание того, что любое исследование должно способствовать развитию обучающегося, а не тормозить его. Результат диагностики –это не только установление существующего уровня развития обучающегося, но и выявление его потенциальных возможностей. При этом следует руководствоваться основным и важным требованием: «Не навреди!»

2. Принцип объективности предполагает, что уровень развития, обучающегося должен быть раскрыт в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии, а не по аналогии с психическими особенностями взрослого

3. Принцип детерминизма означает, что всякое поведенческое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных особенностей обучающегося.

4. Принцип развития личности в деятельности требует осознания того, что все личностные особенности находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Деятельность –это не только одно из условий развития психики, но и один из аспектов её изучения.

5. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы личностного развития проявляются у каждого ребёнка своеобразно и неповторимо.

6. Принцип системности и систематичности предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение. Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры –должны прослеживаться все стороны развития ребёнка, включая и прогнозирование его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития.

4.3 Дополнительные возможности мониторинга.

КГКОУ ШИ 14 может самостоятельно варьировать глубину и масштаб исследования на основе предложенного базового варианта (без его изменения). Исследование может быть дополнено стандартизированными методиками, глубоким анализом полученных данных (математическая и статистическая обработка данных, корреляции и т. д.), отчётами привлечённых для исследовательской деятельности специалистов (психолога, логопеда, социального педагога). Дополнительные данные фиксируются на бланках, не входящих в диагностические карты, прикладываются к комплекту исследования и могут использоваться классными руководителями при составлении отчётных материалов. В данном мониторинге представлено диагностическое исследование жизненно важных компетенций для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

4.4. Технология мониторинга

Педагогический мониторинг представляет собой стандартную процедуру повторяющихся ежегодных обследований обучающегося, которые позволяют проследить динамику его личностного развития. По результатам мониторинга педагог сможет проследить динамику, определить возможности, способности, интересы не только каждого ребёнка, но и класса в целом, наметить «траекторию» дальнейшего развития каждого обучающегося, а также, внеся корректировки в свою воспитательную Программу, дополнив ее методами и формами работы, предупредить проявления нежелательных, негативных поступков у обучающихся.

Программа отслеживания состоит из 4 модулей:

1 модуль –«Я -гражданин»,

2 модуль –«Я -Человек»,

3 модуль –«Я и Труд»,

4 модуль –«Я и Культура»

Программа построена с учётом возрастной классификации и делится на следующие периоды:

  • младший школьный возраст 1-4 классы;

  • подростковый возраст –5 –9 классы.

Системообразующим элементом технологии мониторинга является диагностическая карта, при заполнении которой необходимо соблюдать следующее:

1. Диагностическая карта заполняется педагогами три раза в год (сентябрь, январь, май), результаты входной (В), промежуточной (П) и итоговой (И) диагностики суммируются и выводится средний балл по каждому модулю (направлению развития) на начало, середину и конец учебного года.

2. После обработки информации, занесения результатов в диагностическую карту и составления классным руководителем мониторинга на класс, администрация КГКОУ

ШИ 14, совместно со специалистами сопровождения проводит консилиум, на котором анализируются и оцениваются полученные данные, вырабатываются рекомендации по осуществлению воспитательной работы с обучающимся.

Перевод в процентные показатели осуществляется по соответствующей схеме:


Показатель

Уровень достижений

Качество освоения программы

«5» -всегда

Высокий

90-100%

«4» -часто

Повышенный

70-90%

«3» -иногда

Средний

50-70%

«2» -редко

Ниже среднего

35-50%

«1» -однократно

Низкий

15-35%

«0» -никогда

Не обладает данной компетенцией

0-15%


3. Ежегодно, на основании мониторинга от каждого класса КГКОУ ШИ 14, составляется единый мониторинг результатов реализации Программы духовно –нравственного развития, воспитания и социализации школы со средним баллом входной (В), промежуточной (П) и итоговой (И) диагностики.

4. Мониторинг процесса воспитания должен быть направлен не только на изучение личности ребенка, как главного показателя эффективности данного процесса, но и на создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Поэтому можно выделить еще несколько предметов для изучения: детский коллектив, как условие развития личности школьника, организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания; профессионализм и профессиональная позиция педагога, как воспитателя.

Все выше изложенное можно представить в виде таблицы:


Предмет мониторинга

Как изучается (механизм мониторинга)

Возможные источники информации, для подтверждения предъявляемой информации

Периодичность

Ответственные

1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания.

-Педагогическое наблюдение.

-Фиксация результатов и анализ диагностических карт.

Диагностические карты

3 раза в год

зам. директора по ВР,

кл. руководители

2. Детский коллектив как условие развития личности школьника

-Педагогическое наблюдение.

-Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина.

-Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе.

Характеристика класса

2 раза в год

кл. руководители, педагог-психолог

3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника.

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (анкетирование)

Аналитическая записка

1 раз в год

педагог-психолог

4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания.




4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания.

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.), исходя из реальных возможностей учреждения.

Аналитическая записка

1 раз в год

зам. директора по ВР, педагог-библиотекарь, заведующий хозяйством


4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания.

Анализ штатного расписания на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров исходя из реальных потребностей образовательной организации и запроса потребителей образовательных услуг (это могут быть классные руководители, воспитатели ГПД, зам. директора по ВР, педагог организатор, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, тьютор и т.д.) и их профессиональной квалификации.

Штатное расписание, тарификационный список, аналитические записки о повышении квалификации педагогов во вопросам воспитания и социализации обучающихся.

в течение года

администрация

4.3. Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания.

Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения

Аналитическая справка,

1 раз в год

администрация педагогический и родительский коллектив

4.4.Программное обеспечение процесса воспитания.

Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении

Аналитические справки

2 раза в год

зам. директора по ВР, руководители МО

5.Удовлетворенность потребителей образовательных услуг организацией воспитательного процесса в ОУ

Анкетирование, собеседование с субъектами воспитательного процесса

Аналитическая справка

1 раз в год

педагог-психолог, социальный педагог




5. Итоги мониторинга

Итоги мониторинга оформляются в виде таблицы, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации. Результаты мониторинговых исследований заслушиваются на школьных консилиумах, методических объединениях, педагогических советах. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется перспективное планирование и прогнозирование.