Организация самостоятельной работы на практических занятиях по ПМ .04 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Л.Н. Сухорукова, преподаватель ОБПОУ «РСПК»
Высказывание классика немецкой педагогики А.Дистервега «…Знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» особенно актуальным становится в наши дни.
В современном обществе значительно возросли требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, т.е. быть конкурентоспособным на рынке труда.
Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного специалиста является самостоятельная работа студентов, так как это необходимое условие формирования потребности в самоорганизации, способности творчески решать профессиональные задачи, а также способности к постоянному обновлению своих знаний в течение всей трудовой деятельности.
В условиях модульно-компетентностного подхода самостоятельная работа по УД, ПМ и МДК приобретает новую роль в связи с переходом на деятельностную парадигму образования. Эта форма обучения обеспечивает реализацию субъективной позиции студента, т.к. требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности.
На практических занятиях использование различных форм СРС для формирования умений позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
При организации практического занятия целесообразно использовать следующий алгоритм:
В представленном алгоритме важное место занимает самостоятельное выполнение заданий.
Опыт показывает, что для организации этого этапа на практических занятиях необходимо иметь большой банк заданий и задач, причем они могут быть дифференцированы по степени сложности. Задания должны быть ориентированы на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой они не даются в готовом виде, а «открываются» студентами самостоятельно в процессе работы с учебно-профессиональными ситуациями.
Можно использовать следующие варианты СРС:
1. Давать определенное количество заданий для самостоятельного выполнения, равных по трудности, а оценку ставить за количество выполненных за определенное время заданий.
2. Выдавать задания разной трудности и оценку ставить за трудность выполненного задания.
По результатам самостоятельного выполнения заданий следует выставлять оценку. Также возможно оценивать предварительную подготовку студента к практическому занятию, например, путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на практическом занятии каждому студенту поставить, по крайней мере, две оценки. В данном случае цель – не просто поставить оценки, а сделать процедуру оценивания развивающей, позволяющей студенту увидеть собственные пробелы и определить пути их преодоления.
Интересной формой СРС для практических занятий по ПМ 04.« Методическое обеспечение образовательного процесса» являются «деловые игры». Тематика игры может быть связана с конкретными профессиональными ситуациями или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам. Цель деловой игры – в имитационных условиях дать студенту возможность научиться:
анализировать образовательные стандарты, примерные программы НОО, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;
При проведении практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми (творческими) группами, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением элементов СРС, в результате чего студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задания для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания. Такая форма СРС способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формированию умений и мотивирует студентов на успех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении схем, программ, таблиц, диаграмм, которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.
Перед выполнением самостоятельной работы на практическом занятии преподавателю необходимо:
- познакомить обучающихся с инструкцией;
- провести краткую беседу, нацеливая обучающихся на связь самостоятельной работы с умениями, общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения задания;
- четко контролировать ход работы и при необходимости помогать обучающимся (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий и т.п.);
- подводить итоги занятия по выполнению самостоятельной работы.
В практике преподавания целесообразно на практических занятиях использовать виды СР по формированию умений, такие как
ознакомление с нормативными документами;
составление структурно-логических схем, таблиц диаграмм;
решение ситуационных профессиональных задач;
подготовка докладов;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др..
Так при изучении темы «Анализ и разработка учебно-методического обеспечения учебного процесса» используется такой вид работы, как ознакомление с нормативными документами, связанный со знакомством с основными нормативными документами. В процессе работы по теме «Изучение моделей обучения в начальной школе» студенты по представленному алгоритму готовят доклад. С целью вовлечения максимального количества студентов в самостоятельный творческий процесс они делятся на две группы – «докладчики» и «рецензенты». Каждый доклад подвергается рецензированию, в котором проводятся анализ и оценка без предварительной подготовки, по выделенным критериям. Так осуществляется «перенос» владения приемами рецензирования литературного источника на рецензирование доклада товарища.
При изучении темы «Планирование деятельности педагога по самообразованию» эффективным является использование такого вида самостоятельной работы, как составление структурно-логических схем. Например, студентам предлагается задание изучить указанную литературу и структурировать прочитанный текст, составив программу профессионального самосовершенствования педагога.
Решение педагогических ситуационных задач используется при изучении темы «Анализ и самоанализ педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия». В качестве педагогической задачи для студентов выступает моделирование ситуации по организации различных форм методической работы согласно предложенному плану и образцу.
В процессе работы по ПМ. был создан комплект контрольно-диагностических материалов, который включает: практические и самостоятельные работы, тесты и зачетные работы, контрольные работы. Комплект контрольно-диагностических материалов по мере работы пополняется и обновляется.
Таким образом, тщательно продуманное практическое занятие с подбором эффективных заданий для самостоятельной работы приводит к повышению качества знаний студентов и формированию общих и профессиональных компетенций. Прав был А.Дистервег « Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Любой, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Уважаемые коллеги! Подавляющее большинство работающих сегодня в системе СПО преподавателей – творческие, позитивные личности, которые постоянно находятся в поиске и реорганизации своей профессиональной деятельности. Именно преподавательское творчество лучше всего реализуется при организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях. Поэтому удачи вам и творческих находок в реорганизации своей профессиональной деятельности. Спасибо за внимание!
Список рекомендуемой литературы
Даниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов - М., 2002.
2.Управление самостоятельной работой студентов: методическое пособие. Под общей редакцией И.П. Пастуховой - М.: Б-ка «СПО», 2006.
3.Латушкина И.Ф. Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся//Среднее профессиональное образование.- 2011.-№ 8 .
4.Шумилова Н.Н. Специфика самостоятельной работы // Специалист.- 2015.- № 10.
Приложение 1
Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов
1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.
2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.
3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.
4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.
5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.
6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.
7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.
9