СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Как научить писать, сохраняя здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете о том, как научить ребенка писать, сохраняя его здоровье

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Как научить писать, сохраняя здоровье"»

Выступление на педсовете. 29.12.2015


Слайд1.


КАК НАУЧИТЬ ПИСАТЬ, СОХРАНЯЯ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА



Методика обучения письму детей подвергалась реформе неоднократно. В методической науке середины 20-го столетия наблюдается противоречие между двумя направлениями: поэлементного, как отрывного и буквенно-целостного, как безотрывного. До реформы обучения первоначальному письму 1968 года ученики овладевали отрывным письмом на первых порах карандашом, а затем пером. С приемами безотрывного письма детей знакомили на более поздних этапах обучения. Основываясь на исследованиях Ф. Г. Голованова и Е. Н. Соколовой Министерство просвещения РСФСР провело реформу обучения первоначальному письму. Суть этой реформы заключалась в следующем:

Слайд 2.

- перо заменили шариковой ручкой и, как следствие, было введено безнажимное письмо;

- упростили начертание всех букв, тем самым обеспечили идентичность строчных и заглавных букв;

- ввели безотрывное письмо букв, предполагая повысить темп письма.

Интересен тот факт, что необходимость реформы обучения письму объясняется следующим образом: "Буквы и цифры школьного письма устарели. Они не соответствуют процессу обучения, требованиям жизни, эстетическим вкусам нашего времени. Очень сложен состав элементов букв, нерациональное соединение их в целые буквы, а букв в слова. Совершенно ненужными становятся в элементах букв нажимы и волосяные линии, в заглавных буквах - различные украшения и витиеватость форм." ( Голованов Ф. Г. )


Возможно, этот шрифт, которым пользовались в дореформенный период, и требовал небольшого упрощения, но отказ от нажима, волосяной линии и отрывного письма привел к тому, что исчезло каллиграфическое письмо, увеличилось количество дисграфических ошибок, увеличилось мышечное напряжение, что негативно сказалось на здоровье детей. О влиянии безотрывного письма шариковой ручкой подробно рассмотрено в исследованиях В. Ф. Базарного. Владимир Филиппович доказал, что безотрывное письмо шариковой ручкой наносит большой вред здоровью ребенка, слишком велико мышечное напряжение.


Многолетний опыт обучения детей письму привел нас к выводу: необходимо вернуться к отрывному импульсно-нажимному письму пером. При таком письме происходит смена мышечного напряжения – ведем перышко вниз – нажим, вверх – волосяная линия. Чернила на перышке закончились, отрываем руку, чтобы макнуть перышко в чернила. Но для обучения такому письму прописей не было, несмотря на их многообразие.


Нами были разработаны прописи для первоначального обучения отрывному нажимному каллиграфическому письму. Данные прописи составлены в соответствии с "Русской азбукой" Горецкого В. Г.



Учитывая физиологические особенности учащегося, большое место в наших прописях отводится подготовке руки ребенка. Для этого мы используем следующие виды работы:

Слайд 3.

  • раскрашивание цветными карандашами;

Слайд 4.

  • штриховка карандашами и пером;

Слайд 5.

  • рисование пером, (отрабатывается нажим и волосяная линия);

Слайд 6.

  • штриховка элементами букв пером;

Слайд 7.

  • дорисовка изображений некоторых предметов элементами букв.


В букварный период сохраняется письмо карандашом и происходит постепенный переход к письму пером, учитывая сформированность навыка письма каждого ребенка в отдельности. В целом переход на письмо пером осуществляется к концу первого года обучения.


Слайд 8.


Для повышения интереса к процессу письма некоторые страницы прописей составлены по-разному для мальчиков и девочек. К примеру, в добукварный период девочкам предлагается дорисовать овощи на грядках, а мальчикам - столярные инструменты; штриховка пером транспорта для мальчиков, одежды - для девочек.


Слайд 9.


В букварный период тематика текстов некоторых уроков также различна.


Содержательная сторона прописей включает в себя (Слайд 10) упражнения на развитие логического мышления, (Слайд 11) орфографической зоркости, расширение словарного запаса, упражнения на предупреждение дисграфических ошибок.


Наш многолетний опыт работы по данным прописям дал положительный результат:


Слайд 12.


- у учащихся повысилась мотивация к обучению письму;

- заметно улучшилась каллиграфия;

- уменьшилось количество дисграфических ошибок.


Когда сформирован устойчивый навык письма пером (примерно к 3-ему классу), переходим к письму авторучкой, но обязательно при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!