Применение модели обучения «Перевёрнутый класс (урок) в преподавании математики.
(выступление на педсовете)
17.12.2020
Если в поиск по картинкам ввести слово «учитель» или «урок», то поисковые выдачи будут достаточно схожими: учитель стоит перед классом у доски со своим несменным атрибутом – указкой, а ученики, рассаженные по партам, записывают за учителем в тетрадь. И таким образом учебная работа построена, практически, по каждому предмету.
Картина, думаю, знакомая. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и
– революция свершилась! Поток информации в современном мире оказался настолько стремителен, что (как сокрушалась Алиса в Зазеркалье) СЛАЙД 1
приходится «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте». А уж чтобы двигаться вперед…
Наблюдая за тем, что с каждым годом увеличивается число учащихся с низкой мотивацией, мы постоянно ищем приемы и методы, позволяющие ее повысить. Дистанционное обучение. Эти поиски привели меня к использованию технологии смешанного обучении. Под смешанным обучением понимается образовательная технология, реализуемая в условиях сочетания очной формы обучения и электронного обучения. Это смешивание традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – перевернутый класс. СЛАЙД 2
Что это такое Сл.3
Перевёрнутый класс (урок)подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. СЛ.4
Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома.
Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика. СЛ.5
Кто это придумал СЛ.6
Родоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя – Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление. В этом им помогли публикации в крупнейших американских газетах и журналах. В частности, в журнале Times от 10 декабря 2006 года в статье “Как вытащить наши школы из 20-го столетия” читаем: «Американские школы уж точно не заморожены во времени, но с учетом темпа изменений в других областях жизни наши общественные школы становятся чем-то вроде пережитков прошлого. Дети проводят большую часть дня так, как это когда-то делали их прабабушки и прадедушки: сидят рядами, слушая лекцию учителя, вручную царапают каракули в тетрадках и читают учебники, которые устарели в день своего выхода из печати».
Бергман вспоминает: «Весной 2007 года Аарон показал мне статью о программном продукте, позволяющем создать слайдшоу в PowerPoint, включающее голос и любые текстовые заметки. Затем все это конвертируется в видеофайл, который легко распространять онлайн. Мы поняли, что это может позволить нашим студентам пропускать занятия, не пропуская обучения! Мы начали размещать наши лекции онлайн, чтобы студенты могли получить к ним доступ. Если честно, мы записывали наши лекции из эгоистических побуждений. Мы расходовали непомерно много времени на проведение повторных занятий для студентов, пропустивших занятия. Записи лекций стали нашей первой линией обороны».
Как это работает СЛ.7
Ключевые понятия для перевернутого обучения СЛ.8
Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов(podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting). Прежде чем переходить к деталям, давайте разберемся с ключевыми понятиями.
Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.
Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.
Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором школьный учитель или преподаватель вуза создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода перевернутого класса.
СЛ.9
Как выглядит «перевернутый урок»? Именно так, как вы себе и представили: классическая модель обучения будто бы сделала сальто-мортале, приземлилась вверх ногами, да так и осталась. На первый взгляд, трюк не из приятных. На самом деле, все не так страшно. СЛ.10
Каким должен быть хороший видеоурок. Он должен быть коротким, то есть не должен включать в себя больше одной идеи. Учитель, объясняющий новую тему, часто может затронуть целый комплекс проблем. Здесь же одно видео будет посвящено только одному способу решений. Так как клип достаточно короткий (10 – 12 минут), то информация воспринимается достаточно легко.
Ведь как обстоит дело реально? Только-только объяснив новую тему, разве можем мы предложить для закрепления самый трудный пример? А можем ли мы предложить трудный пример ученику, который вышел к доске решать пример по ещѐ не до конца осознанной теме? Вот если бы программа не была такой интенсивной… Вот и оказываются в домашнем задании примеры, которые выглядят вроде бы также, как и те, которые были в классе, но вот некоторые детали… И если дома возникли трудности, ученику часто не к кому обратиться, чтобы их разрешить.
приходится на следующем уроке вновь возвращаться к объяснению или, хуже того, спускать всѐ на тормозах. В общих чертах понятно, как делать, ну и слава богу, ну, а то, что ответ не сошѐлся, сам виноват. Детей в классе много, на каждого времени не хватает.
Плюсы «перевёрнутого урока» СЛ.11
Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику.
Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым.
3. На уроке будут разобраны все сложные вопросы.
4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы найти задание для всех учеников класса.
5. Освобождает учебные часы на совместную практическую работу (лабораторные работы, семинары и так далее).
6. Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах.
Ученики идут домой и там смотрят подготовленные для них материалы. Кому-то для этого требуется один просмотр, кому-то – два, три, пять. Затем приходят на занятие, объединяются в группы по четыре человека и решают задачи, задают вопросы друг другу и учителю в том числе.
Кроме того, еще один плюс: ребята, пропустившие занятие, тоже имеют возможность проработать материал.
Роль учителя СЛ.12
В процессе перевёрнутого обучения её ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать, словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.
Самая большая проблема — неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения, в том числе низкий уровень владения технологиями. А педагогам старой формации особенно сложно отказаться от привычного места учителя в классе и стать фактически тьютором.
Однако главной проблемой внедрения модели перевернутого класса является значительное увеличение объема работы учителя в переходном периоде. Необходимо перекроить учебную программу и разделить имеющийся материал таким образом, чтобы часть перенести в водкаст, а часть оставить для классной работы. Нужно разработать тесты для контроля учеников, создать систему оценки самостоятельной работы дома и коллективной работы в классе, овладеть инструментами разработки водкастов и, наконец, создать сами водкасты.
Как видно, трудоемкость этой проблемы имеет две составные части – методическую и технологическую. Технологическая часть проблемы выходит на первое место, поскольку для учителя все в ней является новым.
Основных возможностей преодоления технологической трудоемкости две. Во-первых, существует большое число ресурсов с готовыми качественными водкастами по множеству предметов.
Если нужной видеолекции не нашлось, вы можете самостоятельно “перевернуть” свой класс. Один из наименее трудозатратных способов – создать презентацию в PowerPoint. Вместе с презентацией (или даже вместо нее) можно загрузить видео, включая водкасты ваших лекций или уроков, аудиофайлы и изображения.
СЛ.13 (конспект, работа с презентацией, проверка работ)
СЛ.14 Работа в РЭШ
СЛ.15-16 Скай смарт
Таким образом, при перевѐрнутом обучении
Заинтересованные ученики работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учеников.
Хорошо успевающие ученики могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное.
Общение ученика и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень. Использование смешанного обучения повышает мотивацию к учѐбе – дети начинают учиться в комфортной и понятной для них среде. Им становится интересно. Не надо забывать, что они уже родились в цифровой век, поэтому использование планшетов, смартфонов и других гаджетов для них естественно. И взрослым, пришедшим в этот цифровой мир гостями, надо это понимать. Нам тоже пора пересесть с телеги на автомобиль.
Родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс. Я с удивлением узнала, что многие дети смотрят ролики уроков вместе с родителями, обсуждают их. Многие родители через детей передавали мне привет, благодарности, советы.
Каждый учитель, перегруженный текучкой, узнав о новой технологии, спрашивает себя: «Стоит ли этим заниматься?» Есть немало блестящих учителей, которые сопротивляются новациям. Проблема с немотивированными
учителями – не только наша особенность. Точно такая же ситуация наблюдается и в других странах. Вопрос «зачем» – ключевой. Технологии используются не ради самих технологий. Это лишь способ повысить мотивацию учащихся, их интерес к учѐбе. Можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.
СЛ.17,18