Учитель географии
МБОУ «СОШ № 18
им. Р.С.Рамазанова»
Сардарова М.А.
«Мастерство учителя - это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из путей непрерывного профессионального развития педагога является самообразование.
Так как над этой темой я начала работать только в 2016 году, то соответственно сейчас только начало работы по данной теме.
Моя цель: освоение и внедрение системно-деятельностного подхода на уроках географии с целью повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Задачи:
Изучение методической литературы и опыта по внедрению системно-деятельностного подхода на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Внедрение технологии в учебный процесс.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | 2016 – 2021 год | Курсы повышения квалификации учителей географии Изучение ФГОС ООО Изучение психолого-педаго-гической литературы. Выступление на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла. |
Вообще, формы самообразования различны: первая это
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
Но курсы я прошла в ДИРО по теме: __________________________
Изучаю литературу, касающуюся темы самообразования.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия.
Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противопоставляется привычному словесному методу учения, при котором дети пассивны, а впоследствии не знают, как применять практически полученные умения и знания.
Общим понятием для всех имеющихся теорий является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
Китайская мудрость.
Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира.
Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
Я поняла, что сейчас традиционный педагог уходит со сцены. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. На смену приходит педагог-исследователь, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.
Технологи я системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. Метод хорош и тем, что он обеспечивает развитие каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, рост его творческого потенциала, создаёт основу для самовыражения.
В технологии деятельностного метода дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
В системе основного общего образования предмет «География» занимает особую позицию, «охватывая многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания». Основная цель преподавания географии в контексте ФГОС заключается в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни».
Школьный курс географии в соответствии с ФГОС предполагает внедрение многих новшеств. Одним из них является введение предмета с пятого класса. Изучая возрастные психологические особенности пятиклассников, учителю необходимо будет продумать и учесть возможные варианты трудностей изучения предмета в этом возрасте. Важно не забывать, что умственная активность учащихся будет на высоком уровне, но развитие способностей возможно только в деятельности, вызывающей интерес и привлекательность. Современные учителя географии выступают не только в роли проводника к знаниям, но и помогают детям стать более самостоятельными, находить нужные пути решения любых вопросов самим. Стандарт позволяет учителям использовать различные варианты новых нестандартных подходов в обучении, а школьникам применять знания для разработки и внедрения креативных идей и решений. Учитель на уроке старается продемонстрировать учащимся применение в повседневной жизни полученных ими знаний, тем самым повышая мотивацию к познанию окружающего мира. Дети становятся участниками образовательного процесса. Сейчас стандарт предполагает личное участие каждого ученика. Мнения, суждения, высказывания учащихся на уроке являются неотъемлемой его частью. Они учатся слушать друг друга, уважать мнение каждого, работать все вместе и получать видимые результаты.
Использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».
Дата | Запланированные мероприятия |
2016 г. (ноябрь-декабрь) | Повышение уровня квалификации. |
2017 г. (февраль-март) | Проведение открытого урока по ФГОС для педагогов в рамках РМО |
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обоб-щение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.