СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете Формирование самостоятельности и ответственности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

м1

С точки зрения педагогики, самостоятельность – это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решений, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у обучающихся идет вместе с развитием самосознания.

Самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Без ответственности она превращается в эгоизм.

Самостоятельность выражается через три основных компонента.

1. Активность: значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

2. Целеустремленность: умение ставить ясные цели и задачи, планомерно и сосредоточенно действовать.

3. Ответственность: наличие чувства долга, совести и самоконтроля, умение делать выбор и принимать решения.

Самостоятельность также связана с осознанностью. Осознанность  выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах. Ответственная и осознанная самостоятельность невозможна без анализа (себя, других, ситуации) и рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете Формирование самостоятельности и ответственности у детей с ограниченными возможностями здоровья»



Выступление на педсовете 2021 год Формирование самостоятельности и ответственности у детей с ограниченными возможностями здоровья

«Ответственность - это осознанное поведение, это проявление сознательности в своих поступках. Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия» (Определение с просторов Интернета)

С точки зрения педагогики, самостоятельность – это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решений, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у обучающихся идет вместе с развитием самосознания.

Самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Без ответственности она превращается в эгоизм.

Самостоятельность выражается через три основных компонента.

1. Активность: значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

2. Целеустремленность: умение ставить ясные цели и задачи, планомерно и сосредоточенно действовать.

3. Ответственность: наличие чувства долга, совести и самоконтроля, умение делать выбор и принимать решения.

Самостоятельность также связана с осознанностью. Осознанность выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, ее истоках и перспективах. Ответственная и осознанная самостоятельность невозможна без анализа (себя, других, ситуации) и рефлексии.

В педагогике детскую самостоятельность чаще всего понимают как способность ребенка действовать без помощи взрослого.

Ребенок становится самостоятелен, освоив определенное содержание, средства и способы действия. Таким образом, самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.

Вспомним 3 основных этапа формирования самостоятельности детей:

1) формирование физической и бытовой самостоятельности.

2) формирование учебной самостоятельности.

3)формирование личностной самостоятельности.

В коррекционной школе проблема самостоятельности учащихся занимает одно из ведущих мест. Педагоги ведут дискуссии о сущности самого понятия «самостоятельность», о путях и средствах развития самостоятельности школьников, разграничивая при этом умственную самостоятельность и организационно-техническую.

Мы рассмотрим эту проблему узко, лишь в рамках самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время. «Самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия, но по его заданию в специально предоставленное для этого время: при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои умения и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий».

Наша задача – помочь умственно отсталым детям адаптироваться в самостоятельной жизни, а составляющими задачами социальной адаптации и реабилитации личности умственно отсталого школьника являются: коррекция речи и мышления, психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

На правильно организованном уроке, происходит процесс взаимовоспитания учащихся, формирования их жизненных норм, стиля поведения, самодисциплины, чувства долга и силы воли. А правильная организация урока зависит от методов, приемов работы, используемых на нем, от того, насколько эти приемы активизируют мысль учащихся, вызывают у них интерес на уроке, побуждают их к самостоятельным действиям, обобщениям, выводам.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья при посещении специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида становится актуальным приобретение навыка самостоятельности, что позволяет им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира.

У школьников 1-2 классов самостоятельность часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации. Включение/выключение электроприборов, открывание/закрывание крана, дверцы холодильника и т.д. Однако, самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены отсутствует, не сформирован навык опрятности. Это связано с особенностями их психофизического развития: поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.

Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам необходимопоказать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.

Конечно, большинство воспитанников, не могут сразу включиться в необходимый процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении учебных и трудовых заданий. Но особенно большие трудности для воспитанников коррекционных школ представляют определение последовательности деятельности и описание процесса выполнения задания. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять различные задания самостоятельно.

Отсутствие у обучающихся самостоятельности в выполнении заданий по трудовой деятельности, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и требует дополнительного времени для отработки этих навыков.

Отметим, что специально организованное целенаправленное обучение детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Воспитанники становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату.

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации.

Внеурочная деятельность является одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование внеклассной деятельности позволяет воспитанникам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие педагога следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных воспитанников формы, методы и приемы обучения и воспитания.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются методы и приемы обучения, принятые в общеобразовательной школе.

В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию. Самой простой и старой является традиционная классификация методов: словесные, наглядные, практические.

Условно можно выделить методы прямого и косвенного педагогического влияния:

  • методы прямого педагогического влияния - немедленная или отсроченная реакция обучающихся и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

При прямом обучении самостоятельности дети подражают определенным эталонам действий, хотя и проявляют при этом некоторое отклонение от образца.

  • методы косвенного педагогического влияния – создание такой ситуации в организации деятельности; в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с воспитателем, товарищами, обществом.

При косвенном влиянии на формирование самостоятельности усилия ребенка должны быть направлены на поиск новых сочетаний, комбинаций, вариантов пока в знакомой обстановке. Педагог побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца. Этому способствует вовремя заданный вопрос, напоминание, совет, оценка работы, чтение литературного произведения соответствующего содержания, специально продуманная беседа.

Следует сказать, что любой метод воспитания тесно связан со всей воспитательной системой образовательного учреждения, что нет каких-то особых, уникальных, «волшебных» методов, которые решают все проблемы.

Формы, методы и приемы формирования у учащихся ответственности и самостоятельности повторят не буду так как хорошо освещено на семинаре педагогом психологом.


Заключение

Мы знаем, что самостоятельная работа на уроках является одной из эффективных форм закрепления знаний и умений, а во внеурочное время – это главный пример самого воспитателя, беседы, игровые моменты, методы поощрения. Все это побуждает учащихся к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа, ее объем зависят от индивидуальных и специфических особенностей учащихся. Если это урок – от типа урока, темы, последовательности урока, во внеурочное время – от настроения ребенка, от обстановки окружающей его.

Из наблюдений за работоспособность учащихся, можно сделать вывод, что практически половина учащихся коррекционной школы способны работать самостоятельно или с небольшой помощью учителя, воспитателя

Очень важно, чтобы самостоятельная работа учащихся разнообразилась, усложнялась, способствовала возникновению интереса, а интерес стимулирует желание учащихся самостоятельно работать. Главная задача самостоятельной работы – выработка регулярной привычки к самостоятельности, умение выполнить задание различной сложности, умение правильно распределить трудовые усилия, мобилизуя волю, настойчивость приучая трудиться ежедневно. Чем старше становится учащийся, тем больший процент самостоятельности должен быть в их деятельности. Наиболее эффективно происходит процесс воспитания, когда дети осознанно и самостоятельно включаются в работу, а таких детей в нашей школе большинство. Чем больше ученики умеют «учиться» и «трудиться» самостоятельно, тем лучше. Поэтому нужно использовать любую возможность для самостоятельной деятельности у умственно отсталых школьников не только на уроках, но и во внеурочное время.

Овладение самостоятельностью помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности составляют основу овладения детьми трудовыми действиями, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.







































Педагоги поделились опытом работы по формированию ответственности и самостоятельности,а вот как понимают что такое ответственность и самостоятельность наши учащиеся было проведено анкетирование с учащимися 4-9 классов. В анкетировании приняли участие 53 человека. Вот как ребята ответили на вопросы:( на слайдах) 1.Как ты понимаешь, что такое ответственность, самостоятельность? 2.Какого ученика ты бы назвал ответственным? 3. Назови самых ответственных ребят в классе? Почему? 4.Назови самых безответственных ребят в классе? Почему? 5. Хотел бы ты в своей жизни решать и делать сам? 6.Ты считаешь себя самостоятельным и почему?