СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете Тема: Создание "ситуации успеха", как одного из факторов социализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Ситуация успеха - это переживание субъектом своих личностных

достижений

 

Назначение ситуации успеха в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии её способностей. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек.

 

Доброжелательность окружающих является первейшим условием создания ситуации успеха: улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату — все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей.

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете Тема: Создание "ситуации успеха", как одного из факторов социализации»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Уренская коррекционная школа-интернат»





Выступление на педсовете

Тема: Создание "ситуации успеха", как одного из факторов социализации









Подготовила:

воспитатель Метелкина Т. А.













г. Урень

Ситуация успеха - это переживание субъектом своих личностных

достижений


Назначение ситуации успеха в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии её способностей. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек.


Доброжелательность окружающих является первейшим условием создания ситуации успеха: улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату — все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей.



Пути создания ситуации успеха:

Снятие страха -  Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.


Работала над снятием страха с конкретным ребёнком И. Мурзиным. Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе про­дленного дня.

Иван пришёл в группу во 2 классе, он не имел навыка самостоятельной работы, был неуверенным, всего боялся. Поэтому моя задача как воспитателя в работе с этим учащимся сводится к выявлению и ликвидации пробелов в его знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь мальчику, поощряла его даже за малые успехи, старалась убедить в том, что ему по силам преодолеть возникающие трудности в выполнении любых заданий и постепенно при настойчивой регулярной работе он смог заниматься не хуже других. Использовала такие слова:

«Это совсем не трудно, такое задание ты выполнял на уроке.….

Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ решения…» или же «Мы же рядом, мы все готовы помочь». В результате таких высказываний ребенок становится раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные воз можности.


Авансирование успешного результата - помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ребёнок обязательно справиться с поставленной задачей.


Во время спортивных мероприятий , соревнований мои ребята неуверенны в своих силах. Я подбадриваю их такими словами “У Вас обязательно получится”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. Это, в свою очередь, внушает детям уверенность в своих силах и возможностях.

Моя задача как педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.


Следующий путь создания успеха:

Скрытая инструкция - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.  


Самоуправление в нашем классе представлено в форме различных поручений. Мы знаем, что в обязанности цветовода входит уход за комнатными растениями. Мои девочки очень любят и хотят выполнять их самостоятельно. Перед тем как приступить к работе я им тонко намекаю с чего ее нужно начать. Произнося следующие слова: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать уход за комнатными растениями с рыхления почвы» или «Обычно удобнее приступать с обрезки сухих листьев». Как видно из представленных высказываний, в них нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать дети, но скрытая инструкция в процессе предъявления педагогического требования присутствует.


Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.


Во время генеральной уборки не все дети с желанием принимают участие. В нашем классе есть такие ребята. Я обращаюсь к ним с такими словами:

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться с уборкой класса ». «От тебя зависит успех всей нашей работы!» После окончания генеральной работы, обращаю внимание как в нашем классе стало чисто и уютно.




Усиленное положительное подкрепление выглядит как «персональная

исключительность» - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.


Все дети учат стихи, но выразительно рассказать сможет не каждый. При подготовке разучивания стихов к празднику, я доверяю тем детям в которых я уверенна, что они справятся с этим заданием, я настраиваю их следующими словами: «Только вы и могли бы выразительно рассказать…», “Ни к кому, кроме вас, я не могу обратиться с этой просьбой…” Эта операция повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет определенную уверенность и надежду на успешный результат: «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!».



Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.



При выполнении творческих работ, стимулирую детей к самостоятельному выполнению данной деятельности. Стимулирующая помощь необходима тогда, когда воспитанник не включился в самостоятельную работу. Облик педагога должен побуждать ребёнка в этот момент к действию, вселяя успех : «Не будем терять время – приступаем к работе», «Я вижу, что не только мне, но и вам уже не терпится опробовать свои силы. Начинаем!». Тон при произнесении должен быть ровным, спокойным и убедительным.



Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

 Последняя в данном алгоритме операция «оценка детали произведенного» служит финальным аккордом и придает достоверность успеху. Я хочу рассказать как применяю данную операцию по созданию ситуации успеха в своей работе:

...- Мы с Сашей рисовали зверей, которые живут в зоопарке. Я предложила нарисовать льва. «Я не умею», - возразил он.

- Как же в зоопарке не будет льва?! Без него нельзя - он же царь зверей... Лев у тебя точно получится, ведь тигра ты умеешь, а лев - тоже дикая кошка...

Пока я все это говорила, Саша сидел и внимательно смотрел на меня, а затем сказал: «Нарисую вот такого огромного». «Начинай же!» - откликнулась я радостно. И он приступил.

В процессе рисования я говорила следующее: «Красивый получается...Веселый...Очень симпатичная кисточка на хвосте...»

Когда он закончил, он захотел нарисовать еще и крокодила. А ведь такое желание - критерий оценки ситуации успеха .


Схематическая картинка выявленных операций по организации ситуации успеха может выглядеть так:

Атмосфера доброжелательности:

—Снятие страха

—Высокая мотивация

—Авансирование;

—Скрытая инструкция;

—Персональная исключительность; —Педагогическое внушение;

—Высокая оценка деятельности.

Мы получили алгоритм создания ситуации успеха. Теперь им можно осмысленно пользоваться и прослеживать эффективность педагогического воздействия по данному алгоритму на самых разных заданиях — групповых либо индивидуальных.


Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.

Индивидуальный подход оказывает положительное внимание на поведение, формирование коммуникативных качеств личности воспитанника. На своих занятиях я стараюсь давать детям задания по их психологическим и интеллектуальным возможностям и поэтому разделила группу на 3 уровня.

1 уровень - это дети, которые выполняют задания самостоятельно. Например: При отгадывании загадок дети 1 уровня отгадали загадки самостоятельно. К этому уровню относятся: Лебедев И., Белоконь Е., Смирнов Н, Золотарёв М.

2 уровень–это воспитанники, которые справляются с заданием быстро, но с дозированной помощью воспитателя. Например: При отгадывании загадок дети 2 уровня отгадали загадки с помощью наводящих вопросов воспитателя. В некоторых случаях, это Сергеева М.,, Лебедева А., Крячко М., Киселев В.

3 уровень – это ребята, которые не могут выполнить задания без помощи воспитателя. Например: При отгадывании загадок дети 3 уровня отгадали загадки с помощью наглядного материала. Это Вершинин А., Шумилов Н., Мурзин И.

Несмотря на разные возможности ребят, все нуждаются в похвале, одобрении, поддержке. Нужно учитывать эмоциональный настрой воспитанников, мотивировать их на предстоящую успешную работу.

Наиболее эффективными методами и приёмами коррекции, являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приёмы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

В нашем классе оно проявляется следующим образом: в классе выбран актив класса: мэр, помощник мэра, санитар, библиотекарь, цветовод, хозяйственник, физрук.

Совместно с ребятами было выбрано название города и его девиз. Организовано дежурство по дням, за выполнением обязанностей следит мер города. При участии в общешкольных мероприятиях ребята под руководством воспитателя принимают решения и готовятся к ним. В группе в течение года были проведены классные часы, беседы, встречи, в которых воспитанники принимали активное участие. Так же раз в месяц проводились зеркальные пятницы, где ребята с удовольствием наводили чистоту в классе.



Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. Трудно привлекать родителей к школе. Поэтому есть выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино обучющихся, родителей и педагогов. Присутствие родителей на детских праздниках, оказывает положительное влияние на своих детей. Это еще один из факторов создания ситуации успеха.



Все воспитанники с интересом принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. За свою работу получают грамоты. Также имеются призовые места в районных конкурсах. Поощряя детей за участие в конкурсах я использую следующие высказывания: «Молодцы! Вы показали другим ребятам, что сможете сделать и такое, на первый взгляд, сложное задание. Всегда так получается, когда вкладываешь силу, старание, то получается хорошо! Я за вас рада и другие ребята, думаю то же». Для них важно признание, поэтому об их успехах должны знать окружающие.                                                                                                                                                      

По результатам методики А.А. Андреева (за два года) все учащиеся имеют высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Дети с большим желанием посещают школу. В школе им хорошо, показатели хорошие.

Свое выступление мне хотелось бы закончить притчей:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 В наших руках возможность создать в нашей работе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а для успеха не важен наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.