СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО "Кинезиология в логопедии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО "Кинезиология в логопедии"»

Кинезиология в логопедии Криворотова Виктория Валентиновна учитель-логопед

Кинезиология в логопедии

Криворотова Виктория Валентиновна

учитель-логопед

Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон.  Эта система была разработана ими более 40 лет назад.  В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются В.Ф. Базарный, А.Л. Сиротюк и другие.

Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон.

Эта система была разработана ими более 40 лет назад.

В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются В.Ф. Базарный, А.Л. Сиротюк и другие.

Содружество полушарий Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Содружество полушарий

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.  • Развитие межполушарной специализации. • Синхронизация работы полушарий. • Развитие общей и мелкой моторики. • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления. • Развитие речи. • Формирование произвольности. • Снятие эмоциональной напряженности. • Создание положительного эмоционального настроя

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

• Развитие межполушарной специализации.

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие общей и мелкой моторики.

• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

• Развитие речи.

• Формирование произвольности.

• Снятие эмоциональной напряженности.

• Создание положительного эмоционального настроя

Кинезиологические приёмы, которые мы используем в логопедической практике: артикуляционные упражнения; дыхательные упражнения; упражнения на релаксацию (по контрасту с напряжением) упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков); сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов); упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. артикуляционные упражнения; дыхательные упражнения; упражнения на релаксацию (по контрасту с напряжением) упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков); сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов); упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Кинезиологические приёмы, которые мы используем в логопедической практике:

  • артикуляционные упражнения; дыхательные упражнения; упражнения на релаксацию (по контрасту с напряжением) упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков); сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов); упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на релаксацию (по контрасту с напряжением)
  • упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
  • сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
  • упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.

2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:

  • добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение; подключает движение языка к движениям рук; сочетает дыхательные и двигательные упражнения; дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).    усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).
  • добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;
  • подключает движение языка к движениям рук;
  • сочетает дыхательные и двигательные упражнения;
  • дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).   
  • усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

  

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка: звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях); фонематические процессы (нормализовать темп и ритм фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове); лексико-грамматический строй речи (обогащать лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к
  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к

постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание,

автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах,

словосочетаниях, предложениях);

  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм
  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм

речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность

звуков в слове);

  • лексико-грамматический строй речи (обогащать
  • лексико-грамматический строй речи (обогащать

словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Упражнени я

Упражнени я

"Ныряльщик"

"Свеча"

  • Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть, открыть нос и сделать выдох.
  • Исходное положение – стоя.
  • Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами.
  • Присесть, как бы нырнуть в воду.
  • Досчитать до 5 и вынырнуть, открыть нос и сделать выдох.
Упражнения

Упражнения

"Перекрёстное марширование"

"Колечко"

Данные упражнения отлично подходят для автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, а также для деления слов на слоги.

Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова .

Кинезиологические таблицы  Р-Л Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.  Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево, а если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.   Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.  Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево, а если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.  

Кинезиологические таблицы

Р-Л

  • Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.  Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево, а если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.  
  • Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице.
  • При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. 
  • Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево, а если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.  
Ж-З Л-Л'

Ж-З

Л-Л'

Переключалки

Переключалки

Упражнение

Упражнение "Бравый солдат и тряпичная кукла"

Данное упражнение дополняется задачей дифференциации твердых и мягких согласных звуков, например можно изменить название на «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина».

Захар – «З» твёрдый согласный

Зина – «ЗЬ» мягкий звук

Затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук –  расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.

Упражнение

Упражнение

"Рыба, птица, зверь"

  • Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
  • Исходное положение детей – сидя на полу.
  • Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь».
  • Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»).
  • Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Упражнение

Упражнение "Зеркало"

  • Например, описывая животное медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить. Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.
  • Например, описывая животное медведь, дети встают лицом друг к другу.
  • Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить.
  • Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.
 Обведи сразу обеими руками

Обведи сразу обеими руками

С помощью применения в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем в детях интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь. Кинезиология в логопедии - неотъемлимый инструмент на пути к здоровой, правильной и свободной речи ребенка.

С помощью применения в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем в детях интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Кинезиология в логопедии - неотъемлимый инструмент на пути к здоровой, правильной и свободной речи ребенка.

Упражнение

Упражнение "Змейка"

Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку: «Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю,

Ни ловушками,

Ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону,

Ни сороки,

Ни вороны,

Ни скворца,

Ни воробья,

Не обидел в жизни я!»

Спасибо за внимание 2021 г.

Спасибо за внимание

2021 г.