Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кабановская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Ликино-Дулёво Московской области
ДЕКОРОТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Выполнила: Лебедева Наталья
Николаевна
ДЕКОРОТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности, учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по разделу «Художественные ремёсла» («Художественная обработка материалов»).
Например, в 6 классе при изучении темы «Вышивка» показываю детям образцы вышитых изделий, украшение одежды вышивкой и предлагаю не просто вышить картинку, а украсить вышивкой полотенце, распашонку для малыша или детскую кофточку. Дети с удовольствием приносят изделия и выполняют работы, не похожие на другие.
В 8 классе при изучении темы «Вышивка гладью», девочки знакомятся ещё и с объёмной вышивкой гладью, такой популярной в последнее время. Результатом является участие девочки с проектом «Объёмная вышивка» на районной олимпиаде, занявшей 1 место.
Участие в районных олимпиадах- яркий пример проявления творчества, самостоятельности и инициативы детей. Работа ученицы 9 класса Смирновой Александры «Часы для кабинета», выполненные в технике вышивка лентами, заняла 1 место. Выполняя эту работу девочка проявила фантазию, творчество и оригинальность и хорошее знание материала.
В последние годы в школах России стала весьма популярной научно-исследовательская работа школьников (в районе проводятся НПК). Этому есть объяснение – многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью под впечатлением от прочитанного и в целях удовлетворения своего познавательного интереса. В этой ситуации школьный учитель должен стать достойным первым научным руководителем свои подопечных, поддержать и развивать их интерес в своей области знаний.
Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи. Любознательность – самый важный элемент научного творчества.
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. На урок приходят разные дети. Есть такие, для которых уроки трудового обучения оказываются, чуть ли не единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться как личность. Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительные знания и владения умениями), общий (хорошие знания и владения умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Име6нно из этой, третьей группы школьники участвуют в городских и областных олимпиадах и творческих конкурсах.
Для подготовки учащихся в олимпиадах и конференциях я провожу:
1) индивидуальные практические занятия;
2) тестирования по основным темам учебной программы;
3) ведется углубленная работа по конкретной теме;
4) систематизируется поисковый материал;
В книге для учителя «Современные образовательные технологии» Дмитрий Григорьевич Левитес определил следующие функции учителя при работе над проектом:
Учитель «помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
Сам является источником информации;
Координирует весь процесс;
Поддерживает и поощряет учеников;
Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом».
Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно: личностно – ориентированное; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения; приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Толстой Л.Н. Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1955.470 с.
Художественный труд – Москва «Просвещение». 1987.
Школа и производство – «Школа - Пресс 1», 2004.
http://www.openclass.ru/node/175119
http://festival.1september.ru/articles/511262/