СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО с докладом на тему: "Модификация урока в начальной школе в аспекте содержания ФГОС II поколения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО с докладом на тему: "Модификация урока в начальной школе в аспекте содержания ФГОС II поколения"»

Модификация урока в начальной школе в аспекте содержания ФГОС II


Введение

Почему должен меняться урок в начальной школе? Эти изменения диктует сама жизнь. Дети стали другими.


1. Резко возросла информированность детей.

2. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения.

3. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений.

4. У многих учеников трудности в обучении связаны с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом для последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.


Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

2.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова

З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Учебник Математика

1,часть 2. - М.: Просвещение, 2011.

4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа., изд. 5-е, переработанное, М.: Просвещение, 2011 г.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006 г.

6.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.

7. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.


Основное содержание

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (JT.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения

педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.


1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

2)создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3)устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению

пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2)с оотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты,

предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Заключение

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Приложение

Урок по математике в 1 классе

Учебник: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Учебник Математика 1,

часть 2. - М.: Просвещение, 2015.


Тема урока

«Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток»

Цели: познакомить с общими приемами табличного вычитания в пределах 20 (вычитание по частям и прием, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых); развить умение решать простые.и составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую технологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра «Гол - мимо»

К доске выходят два ученика. Класс задает им примеры, записанные на мячах. Если ученик ответил правильно, он поймал мяч, если ошибся - ему забили гол. Правильность ответов оценивает класс. Если ответ верный, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет - молчат.

УУД

регулятивные: оценка работы своих товарищей;

познавательные: использование знаково-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа;

коммуникативные: взаимодействие друг с другом.


2. Логическая разминка

- На каком рисунке больше кругов?


УУД

познавательные: использование знаково-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, установление аналогий;


III.Самоопределение к деятельности


Игра «Розыск»

(К доске выходят два ученика. Учитель выдает одному из них карточку с числом 9, а другому - с числом 3. Карточки классу не показывают.)

- Не показывая свое число, опишите его так, чтобы остальные учащиеся поняли, о каком числе идет речь.

Варианты:

1. Если увеличить это число на 2, то получится 11. Это число состоит из чисел 7 и 2. (9).

2. Это число меньше 6 и 3. Если из 13 вычесть 10, то получится это число.(3).

- Составьте из этих чисел равенство на сложение.

- Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.

- Как найти первое слагаемое?

- Запишите равенство на вычитание.

- Как найти второе слагаемое? Запишите равенство на вычитание.

- Какой вывод вы можете сделать?

(На доске учитель записывает три равенства.)

9 + 3 = 11 11 - 3 =9 11 - 9 =3

- Какие примеры мы сегодня будем учиться решать?


УУД

регулятивные: управление своей деятельностью; познавательные: постановка и решение проблемы, работа с информацией;

коммуникативные: речевая деятельность.


IV.Работа по теме урока

Практическая работа

(Учитель выставляет на наборное полотно 12 кругов: 10 - в верхний ряд и 2 - в нижний.)

- Давайте попробуем из 12 вычесть 4,

(Учитель записывает на доске пример 12-4.)

- Как можно вычесть 4? (Ответы детей.)

Можно вычесть 4 по частям. Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. (Учитель убирает 2 круга из нижнего ряда.)

- Сколько мы вычли из 12? Сколько осталось кругов? (Вычли 2 круга, осталось 10 кругов.)

(Учитель записывает ниже: 12 - 2 = 10.)

- А нам надо вычесть 4.

- Сколько еще кругов нужно убрать? (4 - это 2 и 2. Значит, надо убрать еще 2 круга.)

(Учитель дополняет первую запись.)

12-4 (4 это 2 и 2)

(Затем учитель убирает с наборного полотна еще 2 круга и записывает: 12-2 -2.)

- Сколько кругов осталось? (8).

Как мы из 12 вычли 4?

- Что обозначает эта запись?

12-4 (4 -это 2 и 2)

- Почему сначала надо вычесть 2? Почему потом вычли еще 2?

- Составьте из равенства 12-4 = 8 равенство на сложение. (8 = 4 = 12)

- 12 - это 8 и сколько? (12 - это 8 и 4.)

- Как найти первое слагаемое? (12-4 =8.)

- Как найти второе слагаемое? (12 - 4 =8.)

- Сделайте вывод: как можно вычесть число 4 из 12 разными способами? (Можно вычесть по частям или воспользоваться знанием состава числа 12.)

УУД

познавательные: постановка и решение проблемы, подведение под понятие, работа с учебными моделями.

V. Физкультминутка

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели, все в полном порядке.


VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

- Рассмотрите иллюстрацию на с.80.

- Прочитайте и объясните, как вычесть 5 из 12 первым способом.

(Вычитаем по частям: сначала 2, останется 10, а потом еще 3, останется 7.)

- Прочитайте и объясните второй способ решения.

- Что надо знать, чтобы пользоваться этим способом решения? (Состав числа и таблицу сложения.)


№ 1 (с. 80). Рассмотри записи и объясни, как рассуждали при вычитании

в первом случае и как во втором.

1)14-6=8 2)14-6 = 8

14-4-2 14 = 6+ 8

Для второго способа нужно хорошо знать таблицу сложения.


(Устное выполнение.)

2 (с. 81).Выполни вычисления суетным объяснением.

13-5 14-7 15 - 8 15-6

18-9 11-4 17 - 9 16-7

(Письменное выполнение с подробным комментированием.)

- Какими двумя способами можно из 13 вычесть 5? (Первый способ: сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 5 - это 3 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8.

Второй способ: 13 - это 5 и 8. Значит, из 13 вычесть 5 - получится 8.)

(По аналогии разбираются остальные примеры.)


3 (с. 81). У пристани стояли 2 катера «Ракета» на подводных крыльях и 6 моторных лодок. Поставь вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши ее.

(Устное выполнение.)

№ 4 (с. 81). Из пластилина и спичек Саша сделал 5 разных поделок, а Дима -на 2 поделки меньше. Сколько всего поделок сделали мальчики?

- Прочитайте задачу.

(На доске две схемы.)

С. - 5 п.

Д. - ?, на 2 п. меньше.


Сколько всего?

С.-5 п.

Д. - ?, на 2 п. меньше.

- Какая схема подходит к задаче? (Вторая.)

- Запишите решение задачи самостоятельно.


№ 6 (с. 81). Выпиши номера тех фигур, из которых можно сложить такой пароход. (Работа в группах.)

УУД

личностные: самооценка и смыслообразование;

познавательные: выполнение логических операций, преобразование и применение новых знаний, постановка и решение проблем;

коммуникативные: взаимодействие в группах.


VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с.81).

- Выполняй вычисления и объясняй, сколько всего вычли из числа или сколько всего прибавили к числу. 16-6-2 8 + 2 + 4 17-7-1

18-8-1 9+1+6 13-3-4

Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 - вторая строка.


Проверка. (Ученики по очереди читают примеры и называют ответы. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет - молчат.)

- Кто понял новую тему?

- Кто сомневается в своих силах?

- Кому требуется помощь?

- Оцените свои знания с помощью «Светофора».

УУД

личностные: морально-этическая ориентация и нравственная оценка;

регулятивные: адекватная оценка правильности выполнения действий;

VIII. Подведение итогов урока

- Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня на уроке?

- Кому нравится первый способ вычитания - по частям?

- Кому проще вычитать по таблице сложения?


УУД

познавательные: обобщение.