СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО учителей Русского языка и литературы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение учебной мотивации подростков

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей Русского языка и литературы»

Повышение учебной мотивации школьников

(выступление на ШМО учителей русского языка и литературы)


В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. Существует и внешний фактор данной проблемы: демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают свободы выбора и от такой традиционно консервативной сферы, как образование. 
Учебная мотивация подразумевает, что требования от учителя учащимися принимаются и выполняются без потери интереса к процессу обучения (в мотивации присутствует осознанное принятие и эмоциональный компонент). 
Снижение учебной мотивации, следовательно, проявляется в невыполнении требований педагога и в снижении интереса к процессу обучения. Крайним случаем является негативное отношение к школе в целом. Почему это происходит? 
Опыт работы с подростками показывает, что одной из причин напряженности, влекущей за собой снижение мотивации, в отношениях между ними и педагогами является несовпадение модальностей. 
Под модальностью мы понимаем слово (группу слов), выражающее отношение к действию. В общении с учениками педагог обычно использует модальности “Вы должны”, “Вы обязаны”, “Нам нужно”; в то время как по отношению к себе он использует модальности “Я могу”, “Я имею право” и др. На уровне использования модальностей возникает конфликт: ребенок ощущает, что у него нет прав, одни обязанности, а взрослый имеет права, в том числе право требовать. В результате повышается эмоциональное напряжение и снижается и без того неустойчивая учебная мотивация. Таким образом, использование педагогами модальности возможного, является одним из условий сохранения и укрепления учебной мотивации . 
Использование различных модальностей связано со структурой личности . Существует психическая структура каждого человека в которой присутствуют субличности родителя, взрослого, ребенка. 
Родитель – потребность критиковать, опекать, оценивать, хранилище и трансляция моральных нормативов. В деятельности ориентируется на общепринятые нормы, нравственные оценки. Модальности: нужно, должен, обязан.

Взрослый – сочетание требуемого и желаемого, поиск компромисса, анализ и оценка имеющихся ресурсов, принятие взвешенного решения. В деятельности руководствуется принятыми и осознанными правилами взаимодействия.  Модальности: можно, возможно, полезно, разумно, выбор и др. Ребенок – побуждения, импульсы, желания, капризы. В деятельности обеспечивает эмоциональный фон (нравится – не нравится). Модальности: хочу, интересно, попробуй. 


Рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации:


Для учителей:


  1. Демонстрировать учащимся собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете.

  2. Включать в объяснение примеры из жизненного опыта детей 5 -8 классов.

  3. По возможности старайтесь связать изучаемый материал с его использованием в будущем, в конкретной деятельности.

  4. Организовать повторение учебного материала, изученного в предыдущих классах и актуализирующегося на сегодняшнем уроке (или теме).

  5. По возможности теоретические знание учащихся подкреплять на практике.

  6. Не зависимо от академической успеваемости учащегося, постарайтесь создать ситуацию успеха на уроке для каждого учащегося (психологическая поддержка самооценки; использование различных форм опроса, чтобы каждый учащийся имел возможность быть выслушанным; при оценивании ответа дать ребенку обратную связь, т.е. аргументирование оценок).

  7. Чаще использовать коллективные формы работы, учить взаимодействию в группе при выполнении заданий.

  8. Использовать нетрадиционные формы домашних заданий.

  9. Классному руководителю работать над сплочением ученического коллектива, т.к. удовольствие от посещения школы зависит от атмосферы в классе.




Педагог – психолог: Пимкова Л.Г.

январь 2018 года