Львова Марина Александровна,
учитель начальных классов
октябрь 2021
Выступление на тему : «Современные требования к качеству урока –
ориентиры на обновление содержания образования»
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. В чем же новизна современного урока в условиях компетентностно -ориентированного образования?
В своей практике я использую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Современный урок - это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время-сбережение и здоровье - сбережение; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта .Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Учителю всегда нужно помнить о своей миссии-формировать целостное мышление ученика.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Каждый учитель должен активнее и эффективнее использовать на уроках современные образовательные технологии , многие из которых опираются на системно-деятельностный подход, что является основой ФГОС, в частности — метод проектов. Важной составляющей современного урока является применение ИКТ.
Вывод:
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- современный урок развивает у детей креативное мышление.
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.