СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Организация групповой формы работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой  работы проявила себя в скорости решения задач, в создании благоприятных условий для учебного  самоопределения, в формировании навыков организаторской работы, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Организация групповой формы работы"»

абочая программа курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русского языка» 5 класс

(общеинтеллектуальное направление, срок реализации 1 год)



Групповая работа

Основная цель групповой работы- развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя в скорости решения задач, в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, в формировании навыков организаторской работы, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Рассмотрим понятие групповой работы с двух позиций:

Какие процессы должны протекать в группе?

Процессы:

Первым и важным шагом в групповой работе является самоопределение учащегося. Участник будущей группы должен поставить себе несколько вопросов, ответить на них ив результате сформировать позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен привлечь (с одной стороны), имеющиеся у учащихся мыслительные средства работы с содержанием, отсеивая всё, что не относится к этой работ. С другой стороны, процесс самоопределения должен сориентировать учащихся на достижение определённых результатов. И, наконец, он должен определить место участника в группе, его взаимоотношения и взаимодействие с другими участниками группы. Таким образом участник группы самоопределяется относительно целей и задач групповой работы, имеющихся у него средств мыслительной и организационной работы, рабочего взаимодействия в группе.

По мере втягивания учащихся в процессе самоопределения, начинают разворачиваться процессы исследования групповой ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой. Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают наилучшие варианты взаимодействия и распределения позиций в группе, стараясь выделить или выстроить позицию организатора. Одновременно участники группы выдвигают свои версии, фиксирующие индивидуальное понимание целей и задач работы группы. Смысл групповой работы здесь развернуть как можно больше подходов к работе над достижением поставленной цели и критически оценить каждый из них.

С процессом самоопределения и анализа ситуации тесно переплетён процесс целеполагания и постановки задач групповой работы. В учебной деятельности целеполагание опирается прежде всего на понимание задания, особенно его условий, и умение перевести поставленные вопросы в действительность способов и методов мыслительной или организационной работы. Иными словами, актуальной целью групповой работы является нахождение (построение) способа решения поставленной задачиТ.е. целью здесь – не столько решать и решить, сколько создать (найти, построить, выделить) способ решения. Именно такое целеполагание делает осмысленным групповое взаимодействие:

Вместо индивидуальных решений учащихся начинают предлагать друг другу различные способы решения и обсуждать их. Процесс целеполагания заставляет каждого участника группы быть ориентированным в тех задачах, которые определила группа в ходе обсуждения.

Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие и как самостоятельный – основной (думаем о том, как решить задачу). И как обслуживающий самоопределение, анализ ситуации, целеполагание (думаем о своей позиции, о ситуации, о стоящих перед группой задачах) Группа не обменивается мнениями, не имеет компромисса, не выбирает готовое решение- группа размышляет. Если же участник группы самоопределяется как представитель определённой точки зрения, основанной на мнении или убеждении- он автоматически ставит себя вне размышления и, следовательно, изолирует себя от групповой формы работы.

Одним из важнейших компонентов, проявляющих и обеспечивающих мышление в групповой работе является коммуникация. Коммуникация предполагает, что в текстах, которыми обмениваются участники группы, обязательно содержится оформленная мысль. Это означает, что у учащихся должно быть «видение» мыслительных объектов или действительности, в которой происходят мыслительные операции и процедуры. Иначе говоря, учащийся в коммуникации опирается на научные теории, законы, категории схемы идеальных объектов.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых для обсуждения ситуаций, выделение способа работы- всё это обеспечивается процессами рефлексии. Выход в рефлексию создаёт возможность для мыслительной и деятельной кооперации. Рефлексия позволяет понять, во-первых, что и как думают другие ребята группы, во-вторых, критически оценить свои представления и способ работы. Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.