Доклад на тему
«Принципы и стратегии подготовки девятиклассников к ОГЭ по русскому языку»
Агафонова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой.
Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и принципы работы учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. Учитель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование знаний и умений для всех обучающихся.
Задания ОГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы . Систематическая работа должна вестись с 5 класса.
Структура и содержание ОГЭ по русскому языку
Экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа.
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства.
На уроках знакомлю учащихся с основными приемами сжатия текста: упрощение, исключение, обобщение. В процессе работы над текстами закрепляем эти способы. Наиболее трудным является обобщение, поэтому считаю эффективными следующие виды работы:
сокращение текста;
составление плана текста;
замена сложных предложений простыми;
исключение повторов;
замена прямой речи косвенной;
передача смысла прочитанного одним предложением;
исключение лишней информации из текста.
У учащихся важно сформировать определенный комплекс умений и навыков, главными из которых являются (при создании изложения) слушание и письмо.
Довожу до сведения учеников, что при слушании важно уметь:
- выделять главное, существенное (основную мысль, тему, тезис, проблему);
- определять тип речи, стиль текста, его характерные особенности;
- осознавать логику и последовательность построения текста, видеть особенности композиции, выделять микротемы текста,
- видеть неповторимость авторского стиля;
- воспроизвести услышанный текст в соответствии с заданием.
При проведении тренировочных работ нацеливаю учащихся на определенную последовательность процедуры проведения изложения, ее этапы.
Перед первым чтением текста ставлю задачу: выделить главное, понять логику изложения, назвать микротемы текста. Учащимся предлагается сделать наброски, составить своеобразную фактологическую цепочку. Во время второго чтения рекомендую делать попутные записи, пометки.
Важный этап работы над изложением – написание чернового варианта, его редактирование. Переписывание работы набело требует тоже пристального внимания: текст должен быть оформлен с соблюдением общепринятых норм письма.
Задания части 2 требуют ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся в области расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Сочинение на ОГЭ небольшое по объему (не менее 70 слов). Для того , чтобы отработать написание сочинения, я
Использую в работе речевые клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема взятых вместе вступления и заключения.
Следует избегать при этом пересказа и лишней информации, демонстрируя умение мыслить логично при доказательстве тезиса. Работать лучше по такому плану:
Прочитать текст не один раз, а несколько, убедиться, что смысл в целом ясен
Нужно понять, о чем пишет автор (тема), на какие рассуждения наталкивает читателя (идея – обычно ее располагают в выделенном фрагменте)
Эту идею высказать своими словами, без потери смысла и с учетом грамматических норм
Найти в тексте те места, которые эту идею подтверждают
По-своему, но грамматически правильно переделать и эти фрагменты
Аргументов в основной части должно быть два и оба с примерами, взятыми из этого же текста.
Следует указать аргумент, к которому подобран пример. Можно использовать при этом цитирование (не забываем про кавычки) или номер предложения. Нужно помнить, что заключение – итог, а не просто еще один абзац. Он не опровергает информацию, сказанную в предыдущих частях работы, а обобщает ее.
Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание.
Система работы по подготовке к ОГЭ
1. Способы организации учебной деятельности
- Уроки русского языка
- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ ;
- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ;
-систематизация теории, практические навыки базового курса русского языка;
-дополнение школьного курса русского языка
-реализация индивидуальных траекторий подготовки;
-коррекция пробелов в знаниях и умениях;
-анализ тренировочных работ;
-контроль знаний теоретической базы;
-компьютерные тесты;
2. Создание методической базы. Приобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией, утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.
Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
3. Создание банка тестовых заданий. Использование тестовых технологий на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применение различных видов тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
4. Сбор папки-копилки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика), в которую собирается различный материал : Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки и т.д. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
5. Активное использование цифровых информационно-коммуникационных технологий (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену ). Хорошим подспорьем учащимся в подготовке к ОГЭ являются следующие сайты: « Решу ОГЭ»,«edu, fipi, « «По уши в ГИА».
6. На уроках включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся «ловушки»
7. Работа с текстом. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Названные аспекты были учтены мною при планировании уроков по подготовке к ОГЭ.