СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Принципы и стратегии подготовки 9-классников к ОГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Принципы и стратегии подготовки 9-классников к ОГЭ по русскому языку"»

Доклад на тему

 «Принципы и стратегии подготовки девятиклассников к ОГЭ по русскому языку»

Агафонова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой.

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и принципы работы учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.  Учитель должен  построить процесс обучения таким образом, чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование  знаний и умений для всех обучающихся.

Задания ОГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы . Систематическая работа должна вестись с 5 класса.

Структура и содержание ОГЭ по русскому языку

Экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа.

Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства.

 На уроках знакомлю учащихся с основными приемами сжатия текста: упрощение, исключение, обобщение. В процессе работы над текстами  закрепляем эти способы. Наиболее трудным является  обобщение, поэтому считаю  эффективными следующие виды работы:  

  1. сокращение текста;

  2. составление плана текста;

  3. замена сложных предложений простыми;

  4. исключение повторов;

  5. замена прямой речи косвенной;

  6. передача смысла прочитанного одним предложением;

  7. исключение  лишней информации из текста.

  У   учащихся важно  сформировать определенный комплекс  умений и навыков, главными из которых являются  (при создании изложения) слушание  и письмо.

 Довожу до сведения учеников, что при слушании важно уметь:

- выделять главное, существенное (основную мысль, тему, тезис, проблему);

- определять тип речи, стиль текста, его характерные особенности;

- осознавать логику и последовательность построения текста, видеть особенности композиции, выделять микротемы текста,

- видеть неповторимость авторского стиля;

- воспроизвести услышанный текст  в соответствии с заданием.

 При проведении тренировочных работ нацеливаю учащихся на определенную последовательность процедуры проведения изложения, ее этапы.

Перед первым чтением текста ставлю задачу: выделить главное, понять логику изложения, назвать микротемы текста.  Учащимся предлагается сделать наброски, составить своеобразную фактологическую цепочку. Во время второго чтения рекомендую делать попутные записи, пометки.

 Важный этап  работы над изложением – написание чернового варианта, его редактирование. Переписывание работы набело требует тоже пристального внимания: текст должен быть оформлен с соблюдением общепринятых норм письма.

Задания части 2 требуют ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся в области расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Сочинение на ОГЭ небольшое по объему (не менее 70 слов). Для того , чтобы отработать написание сочинения, я

Использую в работе речевые клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема взятых вместе вступления и заключения.

Следует избегать при этом пересказа и лишней информации, демонстрируя умение мыслить логично при доказательстве тезиса. Работать лучше по такому плану:

  • Прочитать текст не один раз, а несколько, убедиться, что смысл в целом ясен

  • Нужно понять, о чем пишет автор (тема), на какие рассуждения наталкивает читателя (идея – обычно ее располагают в выделенном фрагменте)

  • Эту идею высказать своими словами, без потери смысла и с учетом грамматических норм

  • Найти в тексте те места, которые эту идею подтверждают

  • По-своему, но грамматически правильно переделать и эти фрагменты

  • Аргументов в основной части должно быть два и оба с примерами, взятыми из этого же текста.

Следует указать аргумент, к которому подобран пример. Можно использовать при этом цитирование (не забываем про кавычки) или номер предложения. Нужно помнить, что заключение – итог, а не просто еще один абзац. Он не опровергает информацию, сказанную в предыдущих частях работы, а обобщает ее.


Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;

  • языковую;

  • коммуникативную.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание.

Система работы по подготовке к ОГЭ

1. Способы организации учебной деятельности 

- Уроки  русского языка

- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ ;

- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ;

-систематизация теории, практические навыки  базового курса русского языка;

-дополнение школьного курса русского языка

-реализация индивидуальных траекторий подготовки;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях;

-анализ тренировочных работ;

 -контроль знаний  теоретической базы;

-компьютерные тесты;

2. Создание методической базы. Приобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией, утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

3. Создание банка тестовых заданий. Использование тестовых технологий на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применение различных видов тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

4. Сбор папки-копилки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика), в которую собирается различный материал : Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки и т.д. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

5. Активное использование цифровых информационно-коммуникационных технологий (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену ). Хорошим подспорьем учащимся в подготовке к ОГЭ являются следующие сайты: « Решу ОГЭ»,«edu, fipi, « «По уши в ГИА».

6. На уроках включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся «ловушки»

7. Работа с текстом. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены мною при планировании уроков по подготовке к ОГЭ.