СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление «Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить детей экологически думать и действовать? Я выделяю 4 приоритетных направления в работе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление «Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности»»

Региональная научно-практическая конференция

«Духовно-нравственное воспитание в системе образования»

Направление

«Вопросы духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла»

Выступление

«Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности»

(2 слайд) Проблемы экологии существуют уже давно и будут существовать на протяжении всей истории развития человеческого общества. Родная природа – мощный источник знаний и впечатлений. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний о природе, целесообразности её процессов; нарабатывается личный опыт отношений с окружающим миром. Экологическая культура - это одно из базовых оснований духовно-нравственной личности. Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счёт специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания  открытой  педагогической системы принадлежит В. А. Сухомлинскому. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что надо обучать учащихся понимать природу, заботиться о сохранении и приумножении ее богатств. Важнейшие условия воспитания экологического отношения к природе - это познание и изучение родного края, развитие у учащихся положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающим объектам, активная практическая деятельность.


(3 слайд) Учитывая актуальность проблемы, цель моей работы: создание условий для формирования экологической культуры младшего школьника на основе их активной жизненной позиции через преемственность урочной и внеурочной деятельности.

(4 слайд) Основными задачами считаю:

1.Формировать у детей систему экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения.

2.Способствовать приобретению активного практического опыта деятельности через участие в экологических мероприятиях, выполнение исследовательских работ, природоохранных проектов.

3.Воспитывать эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе, ответственность за состояние окружающей среды.

(5 слайд) Как научить детей экологически думать и действовать? Я выделяю 4 приоритетных направления в работе: познавательное, .

(6 слайд) Познавательное направление реализуется в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности и включает цикл мероприятий, которые способствуют расширению экологических знаний во время всего образовательного процесса. В содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Изучение мира растений, животных, природных явлений в курсе предмета «Окружающий мир» составляет базу экологических знаний. Расширение знаний и приобретение практического опыта происходит в процессе изучения предмета «Краеведение» и кружка внеурочной деятельности «Эколог». Профильность программы «Эколог» позволяет исключить неуспешность и повысить мотивацию к выбранным занятиям, она разработана в целях формирования экологической компетентности сельских школьников, направлена на становление экологически грамотной личности.

Дети учатся видеть экологические проблемы нашей местности, наблюдать за жизнью растений и животных, осваивают методы экологического мониторинга. (7 слайд) В развитии экологической грамотности считаю важным формировать самостоятельность, умения научить себя. Ребёнок активней воспринимает и понимает то, о чём уже что – то знал. Поэтому организую работу на краеведческом материале. В качестве мест проведения экологических занятий использую пришкольную парковую территорию, химическую лабораторию, естественные и искусственные биоценозы в окрестностях села (лес, речки Филипповка и Федька, родники, Вяткинский пруд, придомовые территории села). (8 слайд). Это знакомит детей с широким спектром методов работы с объектами природы: наблюдение, эксперимент (опыт), метод учётов, метод фиксации (фотографирование и видеосъемка), сбор коллекций, взвешивание, измерение, метод учетных площадок, метод описания растений по частоте встречаемости.

(9 слайд) Эстетическое направление работы воздействует на эмоциональную восприятие мира и находит своё выражение в форме выставок рисунков и поделок из природных материалов, материалов вторичного использования, презентаций. (10 слайд) Просмотр экологических видеофильмов, посещение реальных или виртуальных экскурсий.

(11 слайд) Самые яркие впечатления оставляют экологические праздник и театрализованные представления.

(12 слайд) Практическое направление связано с практическими делами — посадкой цветов (у каждого класса своя клумба), озеленением класса, выработкой гигиенических навыков, сбор макулатуры. Стало традицией ежегодно принимать активное участие в сборе семян и плодов для подкормки птиц зимой.

(13 слайд) Природоохранные акции помогают вовлекать школьников в решение проблем социального характера, поддерживать жизненное пространство в экологически безопасном состоянии. Мы ежегодно, кроме школьной территории, благоустраиваем село цветниками у памятника войнам - освободителям, наши десанты помогают следить за чистотой родника, пляжа на реке и пруду.

(14 слайд) Исследовательское направление работы. По утверждению академика А.Н. Колмогорова, лучшим тестом на одарённость является участие в исследовательской деятельности. Моё первое правило вовлечения учеников в исследовательскую деятельность – не принуждение, а только личный интерес, личная увлечённость, интерес к миру с точки зрения исследователя. Моя позиция в общении с юными исследователями: давать информацию для размышления, удивлять примером, думать вместе над решением исследовательской задачи. Темы работ подсказывает наша сельская жизнь. Детям, живущим в сельской местности, по – настоящему близка природа, понятны многие её законы.

(15 слайд) Наблюдая и исследуя, мы часто приходим к выводу, что природа в опасности, она просит помощи и защиты. Например, изучая видовое разнообразие деревьев столетнего парка в центре села, мы определяли возраст деревьев, сравнивали со средними показателями и делали экологический прогноз. На ежегодной конференции выходили с предложением к сельской администрации об обновлении парка и вырубке отдельных старых деревьев, так как они уже представляют угрозу человеку. Иногда решить экологические проблемы мы не в состоянии. Но есть другой важный момент – затронуты чувства ребенка: сопереживание, желание помочь. Постепенно сложилась система основных форм организации исследовательской деятельности.

(16 слайд) Экскурсия - это «окно в природу», это 1 шаг на пути к исследовательской деятельности: позволяет определить проблемы и предметы изучения, поставить цели и задачи, сформулировать замысел. Стимулирует учеников искать вопросы и ответы, выдвигать гипотезы. С экскурсии начались наши исследования чистоты воды в окрестных водоёмах, изучение жука-носорога, обыкновенного комара, встречаемости дождевых червей на разных участках почвы и многих других объектов.

(17 слайд) Практикум проводится в полевых условиях или лаборатории. Направлен на освоение методов изучения природы, обработку данных исследований, их обобщение, составление моделей.

Занятия в школьной библиотеке или кабинете с доступом к сети Интернет учат находить нужную информацию, делать обзор, а на завершающем этапе обобщать и представлять всю работу в печатном виде, делать презентацию, выпускать буклеты.

(18 слайд) Исследовательская работа завершается презентацией. Публичное признание успехов юных исследователей – важный стимул к дальнейшим работам. (19 слайд) Призёры районной конференции «Человек и природа» заявляются на окружной конкурс «Я исследователь» или областной конкурс - фестиваль для младших классов «Я познаю природу», а также «Гимн Воде», «Интеллект для будущего, «Подрост», «Сотрудничество. Поиск. Исследования» и другие.

(20 слайд) Эффективность экологического образования определяется умелым сочетанием разнообразных форм деятельности. У нас сложилось творческое содружество с сельской библиотекой имени В.Караваева. Ежемесячные занятия в ЭКО-клубе «Зелёная веточка» помогают расширить детский кругозор и приобрести дополнительные знания.

(21 слайд) Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Родители являются помощниками в формировании экологического опыта детей. Этому способствуют родительские собрания, выполнение совместных творческих работ; походы на природу, экскурсии в музеи.

(22 слайд) Считаю, что системная работа способствовала развитию исследовательских умений. Процесс и результат работы приносил детям удовлетворение, радость переживания успеха. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников по Жестовой, Моисеевой, Кастунову показала, что в ходе деятельности произошли качественные изменения в развитии познавательных процессов школьников. Итоговая диагностика подтвердила эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих формированию экологической культуры детей.

(23 слайд) Деятельность по воспитанию экологической культуры дала определенные результаты:

  • дети с желанием участвуют в экологической практико - ориентированной деятельности;

  • эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества;

  • стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, участвуют в природоохранительной деятельности.

(24 слайд) Данный опыт работы по реализации системы экологического образования в начальной школе был представлен в сборнике материалов заочной конференции «Любить призвание своё: В. А. Сухомлинский».