| Выступление заместителей директора по УВР Щекиной М.А., Лапиной И.А. на районном семинаре "Музейный комплекс в формировании базовых национальных ценностей в урочной и внеурочной деятельности» 13.04.2017 |
Слайд 1 | Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре и предлагаем Вашему вниманию тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА В ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВЫЙ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» |
Слайд №2 | «Сегодня очень важно помочь молодым людям разобраться в информационном потоке, вернуть интерес к культуре и духовным ценностям». - сказал В.В. Путин на встрече, посвященной 100-летию академика Лихачева Д.С. В Концепции модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является воспитание и образование подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности. Культурологический подход в воспитании и образовании школьников способствует проявлению у детей уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле. В Российское образовательное пространство возвращается такое понятие как «школьный музей». |
Слайд №3 | Известный русский просветитель и музейный деятель начала XX века М.В. Новорусский называл музей «могучим образовательным орудием» и подчеркивал его огромное общекультурное значение: «Музей является живым и деятельным учреждением, которое занимает почетное, но совершенно самостоятельное место среди других педагогических учреждений. Оно работает над неодушевленными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их…» Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством. Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика. Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. |
Слайд №4 | « Музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея, педагогически продуманное сочетание различных приёмов и форм работы обеспечивают высокий учебно-воспитательный эффект. Деятельность музея помогает реализовывать следующие задачи (представлены на слайде) Интеграция основного и дополнительного образования; Активизировать познавательную и исследовательскую деятельности обучающихся; Использовать потенциал музеев для духовного и нравственно-патриотического воспитания школьников; Формировать у обучающихся чувства причастности к истории и культуре своего народа, осознание своей роли и значимости как носителей традиций культуры прошлых времен, призванных обогатить и передать эти достижения следующим поколениям; Помочь школьникам раскрыть свои творческие возможности; Помочь сформировать нравственную и эмоционально благоприятную среду классных и школьного коллективов для развития личности учащегося Осуществлять просветительскую деятельность Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: |
Слайд №5 | Постановка целей и задач , Выбор помещения , Сбор экспонатов; (На слайде запечатлен момент, передачи в музей предметов старины Извековым Борисом Степановичем – исполнительным директором фонда Нижегородских Художественных Промыслов Нижегородской области, автором книг по краеведению) Наши ребята разгружают подаренные экспонаты, подготавливают их к выставке,оформляют музей. Совет музея разрабатывает тематики и содержания занятий. |
Слайд №6 | Музейный комплекс нашей школы включает в себя два музея: Музей истории школы(2006г) и Музей народного быта, промыслов и ремесел(2013г). Экспозиции музея составляет более 350 подлинных экспонатов. |
Слайд №7 | Работу музейного комплекса организует Совет музея, под руководством учителя технологии высшей квалификационной категории Макаровой Ольги Валентиновны. В Совете музея занимаются 12 учащихся 5-9 классов в возрасте от 11—16 лет. В музейную деятельность вовлечены учащиеся, учителя и родители. В музейном комплексе проходят встречи с интересными людьми, диспуты, мастер-классы, творческие мастерские, педсоветы, семинары, развернуты постоянно действующие экспозиции и выставляются временные. Я говорю на этом слайде |
Слайд №8 | Использование педагогами музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными и выразительными. У обучающихся повышается мотивация к учебной деятельности. Главный инструмент учителя – это слово, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Урок в музее– это отдельное занятие в рамках изучения определенного предмета школьной программы. Он обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в полную картину научного знания. Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. «Чудо из прошлого» -(о бересте и празднике Троицы)-может использоваться на уроках краеведения, истории, технологии, ИЗО, ОПК «Мир динозавров» - биология, география, технология «Где линейка - нет проблем…»-математика, физика, технология, география, история |
Слайд №9 | «Мы разные, но мы вместе!» (история костюма)-история, технология, обществоведение, ИЗО, географии «Раз матрёшка, два матрёшка…» с том числе и на английском языке (краеведение, география, технология, ИЗО, английский язык) «Лучший поэт Волги»-урок, посвященный Люкину Александру Ивановаичу(литература, краеведение, история, география) |
Слайд №10 | Следующее направление использования музейного комплекса: Проектно – исследовательская деятельность учащихся. Занятия в музее -Способствуют формированию умения организации индивидуальной или групповой работы на всех этапах исследования как на стадии создания музейной композиции, (планирование, поиск, сбор и обработка информации), так и после просмотра экспозиции ( анализ, обобщение полученных знаний); - Воспитают коммуникативную и информационную культуры. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой (этнография, полиэнтология, картография, топонимика и т.д.) В наших музеях были представлены экспозиции, как результат проектно- исследовательской деятельности учащихся, такие как «Всё дело в шляпе!» (о шляпах различных поколений и создание собственных шляп) «Пожалуйте к нам на чай»-традиции чаепития |
Слайд №11 | «Круговорот времени» - эволюция развития часов «Замки, замочки»-эволюция замка «Путешествие в страну сумок» |
Слайд №12 | За свои проектно-- исследовательские работы обучающиеся нашей школы награждены грамотами, дипломами различного уровня и значимости |
Слайд №13 | Следующее направление деятельности музея: Патриотическое воспитание школьников Совет музейного комплекса является координатором всех патриотических акций в школе , а их не мало : - традиционные встречи с ветеранами войны и тыла; - тесное сотрудничество с Советом ветеранов Московского района в рамках проведения различных патриотических акций и реализации проектов социальной направленности; - Уроки Мужества, посвященные Дням Воинской славы России; - Члены музея организуют встречи с подшефными ветеранами поздравляют их на дому с великими праздниками страны: с Днём Победы, Днём защитника Отечества, Днём пожилых людей, 8 Марта. Патриотическому воспитанию способствуют экспозиции: «Поклонимся великим тем годам», посвящена ВОВ «Школа вчера и сегодня» - история нашей школы «Лучший поэт Волги». Традиционно 29 марта в нашей школе проходит день памяти поэта Люкина, чьё имя носит улица, на которой стоит наша школа. Жители микрорайона собираются на вечер встречи посвященный памяти Александра Ивановича, читают стихи, делятся воспоминаниями, посещают музей. |
Слайд №14 | Музей способствует Раскрытию творческих возможностей обучающихся Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, приобретению новых навыков прикладного творчества Была организована выставка детских работ, Ученик 9б класса Модин Денис был удостоен премии Губернатора Нижегородской Области в номинации «Наука и образование» Девочки 10 класса сами расписывали матрешек, при подготовки проекта«Раз матрёшка, два матрёшка…» Создали национальные костюмы(экспозиция «Мы разные, но мы вместе!») Сумки, Шляпы Драконы, Динозавры, Мои любимые мультфильмы, Герои славянской мифологии, мировая классика по произведениям Гоголя – проекты ныне ученика 9а класса Фарафонтова Дениса. Его проекты неоднократно выставлялись не только в музеях школы, но и в Музее Московского Района, в библиотеке им. Пешкова, а проект по полиэтнологии выставлялся в ГАУ «Московский зоопарк» и был удостоен диплома 2 степени |
Слайд №15 | Инклюзивное образование Музей как способ познания мира содержат огромный потенциал для личностного развития детей с ОВЗ. Благодаря открытости и доступности в музее создаются особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Дети с ОВЗ, как правило, обладают чувствительной нервной системой, очень ранимы и нуждаются в индивидуальном подходе. Вместе с тем им необходимо общение, поддержка и работа в команде. Школьный музей проводит коллективные занятия, предоставляя возможность погружения в среду общения, взаимодействия друг с другом. Совет музея сотрудничает с Общественной благотворительной организацией детей инвалидов с детства «Преодоление» |
Слайд №16 | Просветительская деятельность Культурно-образовательную деятельность музейного комплекса отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых форм: от лекций и просмотров экспозиций до музейных праздников и взаимодействия с общественностью. В музее проходят: Педсоветы Семинары Родительские собрания Конкурсы |
Слайд №17 | Показ экспозиций социальным партнерам(ветеранам, детям войны, семьям, родителям, жителям микрорайона, СОС) Музей сотрудничает с телеканалом «Домашний»- передача «один дома», ННТВ «Почемучкины и следопыткины» |
Слайд №18 | Музей сотрудничает с мастерами-ремесленниками с нижегородскими краеведами Участвует в выставках декоративно-прикладного творчества в сетевых сообществах в конкурсах городского «Мега-проекта» в областных конкурсах, смотрах во Всероссийском конкурсе проектов им. М.И.Гуревича в международном конкурсе «Православная инициатива» |
Слайд 19 | Наш музейный комплекс награнён грамотами, дипломами, благодарностями различного уровня. На слайде представлена часть всех имеющихся наград |
| Спасибо за внимание |