СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО на тему "Формирование базовых учебных действий на уроках в коррекционной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Они конкретизируют требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служат основой разработки программ учебных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО на тему "Формирование базовых учебных действий на уроках в коррекционной школе"»

Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 11»

г. Димитровграда













«Формирование базовых учебных действий

на уроках в коррекционной школе»







Выступление на МО учителей 5-9 классов

(ноябрь 2015 г.)

Учитель: Лютая И.Ш..













В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются: 

    • потребность;

    • учебная задача;

    • мотивы учебной деятельности;

    • учебные действия и операции.

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).
          Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.
          Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
          Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.
          Сущность учебных действий рассмотрим более подробно.

Четвертым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.
Ведущие психологи выделяют в структуре учебной деятельности следующие учебные действия:

    • восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);

    • наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

    • сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

    • предметно-практические действия;

    • устное или письменное изложение усвоенного материала;

    • языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

    • подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

    • выполнение различных задач и упражнений;

    • оценка качества действия, события, поведения.

Формирование базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Они конкретизируют требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служат основой разработки программ учебных дисциплин.

Формирование БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственно отсталостью.

Основа формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.


При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому в таблице можно указать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп

БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

  6. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.


Из опыта работы

Самоанализ открытого урока чтения и развития речи в 9б классе учителя ОГКОУ «Школа №11» г. Димитровграда Лютой Ирины Шамильевны

по теме «Михаил Юрьевич Лермонтов (биография и творчество). 200-летию со дня рождения поэта посвящается…».

Раздел «Из произведений русской литературы XIX века”

Тип урока: комбинированный.

Цель: Вспомнить основные вехи биографии Лермонтова, его ранее изученные произведения, изучить дополнительные библиографические сведения об авторе.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с новыми сведениями из жизни М.Ю.Лермонтова; учить кратко пересказывать основные события.

2.Коррекционно-развивающие: способствовать запоминанию и воспроизведению изучаемого материала.

3.Воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать эстетический вкус.

Формирование универсальных учебных действий:

-личностные – формирование учебной мотивации, понимания зачем выполнять те или иные учебные действия;

- регулятивные – умение составлять план действий, участвовать в диалоге;

-познавательные – умение выделять необходимую информацию, определять последовательность действий для решения поставленной задачи;

-коммуникативные - умение слушать и слышать; умение выражать свои мысли.

В классе обучается 8 человек. Учащиеся активно реагировали на все действия и продуктивно выполняли все задания. Их увлекала биография поэта. Логическое построение материала позволило ученикам ощутить себя соавторами урока. Урок показал, что учащиеся умеют рассуждать, не боятся высказывать свое мнение.

Это комбинированный урок, который состоял из следующих этапов:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

  3. Сообщение темы урока.

  4. Изучение новой темы.

4.1. Сообщения учащихся.

4.2. Самостоятельное чтение текста и работа с ним.

4.3. Рассказ учителя.

4.4. Сообщение учащихся.

4.5. Чтение вслух по цепочке.

4.6. Беседа об исторических событиях, описанных в поэме «Песнь о купце…».

4.7. Рассказ учителя.

4.8. Работа с текстом учебника.

5. Закрепление изученного материала.

5.1. Беседа «Пушкин и Лермонтов»

5.2. Чтение текста из учебника. Отличительная черта творчества Пушкина и Лермонтова.

5.3. Выставка книг М.Лермонтова.

5.4.Подбери к каждому пункту плана слова-подсказки. Укажи стрелками.

6. Рефлексия урока.

7. Итог урока.

В ходе урока мною эффективно использовалась групповая форма работы. Содержание ее носило не только творческий, но и исследовательский характер. Целенаправленность каждого этапа урока и его подчиненность дидактической задаче, частая смена видов деятельности позволили уроку придать мотивационную атмосферу, что способствовало желанию ребят узнать как можно больше нового. Старалась соблюдать принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Несмотря на сложность предложенных заданий, все они оказались посильными для учащихся. Элементы новизны прослеживаются на всем протяжении урока. Объем предложенного на уроке материала был определен с учетом особенностей и возможностей учащихся класса.

Время урока было использовано продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Последовательность методов и приемов обучения позволила мне реализовать принцип охранительного обучения. На уроке использовалось мультимедийное оборудование, подготовлена презентация к уроку. Считаю, что во время урока в полной мере реализован принцип развивающего обучения. Уровень обратной связи в ходе урока был достаточно высокий. Уровень требований к учащимся предъявлялся с учетом индивидуальных особенностей. Контроль осуществлялся не только в ходе фронтальной работы, но и в течение самостоятельной работы. Старалась постоянно напоминает учащимся о правилах выполнения работы.

Удачно была организована поисковая работа на уроке. Каждое открытие – результат деятельности самих учащихся. Ученики на уроке при участии в совместной деятельности чувствовали себя соавторами в решении поставленных проблем. Данный урок воспитывал у учащихся веру в свои силы, возможности и способности. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на учащихся. Считаю, что урок достиг поставленных целей, хотя я немного не уложилась по времени. Учащиеся порадовали меня своей активной деятельностью. Домашнее задание не должно вызывать затруднений, так как мы подготовили план пересказа биографии М.Лермонтова и задание учащиеся получили с учетом индивидуальных особенностей развития.


Урок математики.

Деловая игра «Подготовка учебного кабинета к ремонту»

Тема раздела: Геометрический материал.

Тема урока по учебному плану: Вычисление площади полной и боковой поверхности. (1 урок)

Цель: дать учащимся геометрические представления о предметах, которые их окружают.

Задачи:

Образовательная – учить вычислять площадь полной и боковой поверхностей параллелепипеда и куба, делать простейшие замеры и расчеты;

Развивающая – развивать самостоятельность, умение применять полученные знания на практике, умение пользоваться формулами для вычисления площади;

Воспитательная – формировать умение работать в коллективе, развивать чувство ответственности за порученное дело.

Основные знания: Чтобы вычислить площадь боковой поверхности куба или параллелепипеда, нужно сначала найти площади четырех боковых граней, а затем полученные результаты сложить.

Чтобы найти площадь полной поверхности куба или параллелепипеда, нужно к площади боковых поверхностей прибавить площади верхнего и нижнего основания.

Основные термины и понятия: куб, параллелепипед, боковая поверхность, полная поверхность

Оборудование и материалы: макеты куба и параллелепипеда, карточки-задания для бригад, проектор, ноутбук, рулетка-метр, линейки, таблицы с формулами измерения площади.

Тип урока: нетрадиционный урок - деловая игра.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

(Слова «куб и параллелепипед» заменены на рисунки. Учащиеся сами их называют.)

  1. Повторение пройденного материала.

  2. Актуализация знаний, объявление темы урока.

Учитель: К нам обратилась учитель начальных классов _____________ Видеофрагмент. Учитель попросила старшеклассников помочь отремонтировать на осенних каникулах учебный кабинет. В ремонт входит покраска стен, оклеивание потолка плиткой, замена линолеума.

Попросила рассчитать необходимое количество строительного материала.

Я предлагаю в рамках нашего урока провести деловую игру «Подготовка учебного кабинета к ремонту».



  1. Деловая игра.

    1. Инструктаж и подготовка к выполнению задания.

Какую геометрическую фигуру напоминает вам кабинет? (Параллелепипед.)

Что является боковыми гранями кабинета? (Стены)

Что является верхней поверхностью? (Потолок)

Что является нижней поверхностью? (Пол)

Какие математические знания нам пригодятся при выполнении задания? (Площадь, единицы измерения площади.)

Какие знания еще нам нужны? (Знания по трудовому обучению, как отремонтировать кабинет, рассчитать расход строительных материалов)

Для того, чтобы быстрее провести расчеты мы делимся на четыре бригады.

(Учитель разбивает учащихся на группы по уровню знаний).

Бригада №1. Ф.И. сильных учащихся.

Бригада №2.Ф.И. сильных учащихся.

Бригада №3.Ф.И. слабых учащихся.

Бригада №4. Ф.И. слабых учащихся.

Каждая бригада получает индивидуальное задание.

5.2.Работа в группах. Каждой бригаде выдается лист с заданием.

План работы.

  1. Выбор инструмента.

  2. Замеры стен, пола и потолка, дверей.

  3. Вычисление площади поверхностей.

  4. Расчет расхода строительных материалов.


5.3.Подведение итогов работы в бригадах.

Результаты вычислений заносятся в итоговую таблицу.

Физминутка.

5.4. Обобщение и систематизация знаний.

Из чего складывается боковая поверхность кабинета? (Из стен)

Вывод: Чтобы найти площадь боковой поверхности нужно …..

Произведите вычисления. Бригады самостоятельно находят площадь боковой поверхности кабинета. 1 бригада у доски.

Из чего складывается полная площадь поверхности кабинета?

Вывод: Чтобы найти площадь полной поверхности кабинета нужно ….

Произведите вычисления. Бригады самостоятельно находят площадь полной поверхности кабинета. 2 бригада у доски.

А если бы кабинет имел форму куба то, как бы мы смогли найти площади? Было бы легче или сложнее? Почему?

6. Итог урока.

6.1.Решение задач со звездочкой (*). Расчет расхода строительных материалов.

6.2.Закрепление пройденного материала.

6.3.Рефлексия.

Понравилось ли вам работать в бригадах?

Пригодится ли опыт такой работы вам в жизни и где?

Дай оценку уроку. Почему?

6.4.Домашнее задание.

6.5.Оценивание деятельности учащихся на уроке.