Выступление на педагогическом совете.
( из опыта работы)
«Диагностический инструментарий классного руководителя как система педагогического мониторинга»
Подготовила
Сысуева И.Н.
В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
1. Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.
2. Уровень сформированности различных личностных качеств.
3. Направленность личности:
• положительная - на добро и отрицательная - на зло;
• общественная направленность (на себя, на объект, на других людей - альтруизм, эгоизм).
4. Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.
5. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).
Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение.
Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)
Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
Анкета для классных руководителей «Классный руководитель глазами воспитанников»
Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Ее цель - побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами.
Рисуночные тесты- «Несуществующее животное», «Рисунок семьи»-определение особенности личности-тревожности, агрессивности.
ОПРОСНИК
для индивидуального знакомства с учеником
(дает представление об отношении ученика к самому себе)
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАКЛОННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Диагностика по выявлению психологической готовности к сдаче экзаменов среди учащихся 9 класса.
Анкета
«Климат в коллективе»
(Анкета для учащихся)
Оцените ваше состояние здоровья (в процентах).
С кем у вас бывают конфликты:
с учителями;
с администрацией;
с учащимися;
с родителями.
3. Где вы обычно разряжаетесь (снимаете напряжение):
Часто ли вы болеете.
Как вы считаете: у вас сплоченный коллектив?
Раздражает ли вас характер и тональность критики со стороны вашего руководства (педагогов).
Принимали ли вы участие в разработке программы развития школы или каких-либо других частных программ.
Чувствуете ли вы наличие в школе творческой атмосферы.
Устраивает ли вас характер общения, сложившийся в коллективе.
Есть ли в коллективе люди, с которыми вам не хочется общаться.
Испытываете ли вы гордость оттого, что работаете в этом коллективе.
Есть ли в школе традиции, которые для вас очень значимы.
Замечает ли администрация (педагоги) ваши достижения.
Вы считаете, что между членами коллектива сложилось взаимопонимание.
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.
Успехи и неудачи каждого находят заинтересованную поддержку членов коллектива.
Текущие конфликты в коллективе не бывают затяжными.
Вы с удовольствием принимаете участие в коллективных делах, занимаетесь общественно-полезной деятельностью.
Когда вы сталкиваетесь с недостатками, вы прямо говорите об этом.
Любите ли вы шутить.
Вас обычно раздражает музыка.
Вы обычно перебиваете собеседника в разговоре.
В коллективе есть люди, которые вам:
симпатичны;
безразличны;
антипатичны.
Часто ли ваши идеи и предложения используются в коллективе.
Вы с удовольствием приходите и уходите из школы.
Эта анкета позволяет определить уровень и характер толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать и что требует переосмысления..