Свою педагогическую деятельность я начала еще в студенческие годы. Я педагог ВУЗа, но меня всегда привлекала работа с детьми именно школьного возраста. Когда я провела свой первый урок я поняла, что обучать, как это было в мои годы, уже не так эффективно, что обучать современных детей нужно иначе по-новому. Мне предстояла огромная работа по изучению новых технологий в преподавании своей дисциплины. Пройдя обучение в ХКиРО, а также в АПКиППРО в Москве, я выбрала для себя путь и разобралась в своих вопросах: Что должно измениться? Уже четвертый год я преподаю математику в рамках ФГОС. А тогда, в самом начале, я начала разбираться и начала именно с вопроса, а что же такое учебная деятельность.
Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Таким образом, уметь учиться – это значит выполнять и рефлексировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность. Какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлексировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.
(данное разъяснение проводится на самом первом уроке в виде беседы или в игровой форме в ходе знакомства с классом; далее актуализация проводится во втором полугодии обучения, с целью вспомнить и взбодриться при необходимости)
Какое место занимают в учебной деятельности учащиеся и педагог?
Исходя из функций учебной деятельности в социокультурном мире и развитии психики человека, можно сделать важный вывод, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Именно они осваивают культурные ценности общества – предметные, надпредметные и метапредметные знания, умения и навыки, и формируют свои способности к самоизменению и рефлексии. Но если в учебной деятельности пребывают учащиеся, они изменяют себя, свои прежние знания и способности, то тогда какую роль выполняет педагог? Ведь нередко именно эту функцию берут на себя учителя, считая, что уровень ЗУН и способностей учеников – это «дело их рук», и что в этом как раз и состоит их предназначение как педагога. Однако это не так. Например, эффект «налитого и выпитого ведра», то на что нередко сетуют учителя: в конце года дети знали и умели, а после каникул забыли; в 5 классе делали все и даже более, а в 8 классе – как будто в первый раз видят. Бессмысленность этой ситуации хорошо и ярко описал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Делает он это выбирая адекватные способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и так далее.
Поэтому в образовательном процессе я занимаю две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель я выбираю способы и средства обучения, организую образовательный процесс, задаю учащимся вопросы, предлагаю задания. Как помощник – отвечаю на их вопросы. В ходе урока я постоянно меняю свою позицию, но в какой бы роли я ни выступала, основная моя задача – помочь учащимся в самоизменении, в том, чтобы научи их учиться. Именно в этом заключается стратегическая цель всех моих уроков.
По моему мнению современный учитель должен обладать следующими ценными характеристиками. Прежде всего, теми, которые, выделяет гуманистическая педагогика, начиная с любви к детям, умея слышать и понимать их, а не навязывать свое мнение. Без этих качеств он не сможет выполнять свою роль помощника детей. С другой стороны, функция руководителя требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передавать.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний, реализуется в процессе обучения математики. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной научить детей учиться, то есть самостоятельно добывать знания. Для этого я создаю образовательную среду обучающихся на основе деятельностного метода обучения и обеспечиваю соответствующую ему систему дидактических принципов (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества), как основу для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником, создаю условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные технологии, исследовательские работы, использование различных форм ИКТ.
Весь путь учебной деятельности можно представить в виде схемы:
Самоопределение
Пробное действие
Затруднение (рефлексия):
Исследование
Критика
Проект и его цель
Реализация проекта
Самоконтроль
Самооценка
Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является для педагогов одной из наиболее актуальных проблем. Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?
Уроки деятельностной направленности можно разделить на четыре группы и их цели:
Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки рефлекции
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Уроки общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методологических линий курсов.
Уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Я, как математик, от теории перехожу к практике и теперь посмотрим, как все это я применяю на своих уроках. План дальнейшего доклада:
Календарно-тематическое планирование (было/стало)
Урок «открытия» нового знания (фрагмент)
Урок рефлексии (исследование и творчество, фрагмент)
Урок общеметодологической направленности (презентация подготовки к контрольной работе по геометрическим фигурам)
Групповая работа (ее правила)
Вывод: таким образом дидактическая система деятельностного метода не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, представляя возможность выбора каждым ребенком индивидульной траектории обучения и обеспечивая при этом социально безопасный минимум. Дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного учебно-воспитательного процесса в деятельностной парадигме образования.
Наш лицей готовит качественных выпускников, социально адаптированных к жизненным ситуациям и трудностям, потому что они знают методы и способы их решения, потому что они умеют учиться!
Приложение
Было
№ | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Содержание урока | Планируемый результат |
98 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями | К | 1 | Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями | Знать: правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями Уметь: выполнять действия сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, находить результат рациональным способом |
Стало = было + новые графы
Тип урока | Планируемый результат | Характеристика УУД |
Личностный | Метапредметный | Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
Урок «открытия» нового знания | | | Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам | Строить логическую цепь рассуждений | Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать в группе | Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания |
Правила работы в группе:
Спокойно собираться в группы
Не покидать группу
Говорить тихо и спокойно
Соблюдать очередность высказываний
Принимать к рассмотрению все предложения участников группы
Не перебивать, не оскорблять собеседника
Пока один говорит – другие слушают