Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»
Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизненных ценностях, идеалах. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности и чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у младших подростков элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Борис Михайлович Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Что касается среднего школьного возраста, т.е. 5 класс, им адресована дополнительная общеобразовательная программа «Свой выбор» Цель программы: создание условий для разностороннего развития личности и последующего самоопределения ребенка в дополнительном образовании (осознанный выбор направлений деятельности, детского коллектива, педагога, образовательной программы).
Программа предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, музыкальный, технической, социально-педагогической и спортивной. Последовательная смена направлений позволяет избежать однообразия, постоянного повторения, приводящих к снижению активности, потере интереса к какой- либо деятельности. Данная образовательная программа обеспечивает возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработку индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно или совместно с родителями (законными представителями) выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее интересен ребенку. Она нацелена не только на получение ребенком знаний, умений и навыков, но и на воплощение этих знаний в реальном продукте деятельности – технической модели, декоративно-прикладном изделии, сыгранной роли, исполнении вокального или хореографического произведения.
«Свой выбор» способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, умению самостоятельно организовывать свое свободное время. Программа согласуется с образовательными программами отдельных школьных предметов: «Математика», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Музыка». Программа способствует расширению кругозора учащихся, формирует первоначальные навыки и умения в предлагаемых видах деятельности, помогает развитию познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, способствует развитию у детей творческих способностей в разных видах деятельности и рефлексивных навыков, воспитывает ценностное отношение к познанию, труду, общему делу, к родному краю, к добру, красоте, здоровому образу жизни и воспитывает у ребенка положительное отношение к себе и окружающим. Психолого-педагогический мониторинг программы «Свой выбор» осуществляется на всех этапах ее реализации и дает возможность определить эффективность образовательного процесса, позволяет обратить внимание на личностное развитие учащихся по следующим параметрам: самооценка, мотивация, взаимодействие со сверстниками, нравственное развитие.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействует переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями ходили в поход, рисовали панно для проведения праздника, подготовили концерт).
Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.