СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании "Проблемы современной семьи"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на общешкольном родительском собрании педагога-психолога школы на тему "Проблемы современной семьи"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании "Проблемы современной семьи"»

Проблемы современной семьи(1с)

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало большое количество людей, ходила маленькая старушка(2с). Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Старушка что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что делает старушка, но родители велели им держаться от нее подальше. Старушка улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

И только когда старушка умерла, люди узнали, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли поранить ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни.

Сегодня мы будем рассуждать о семейных ценностях, о нравственных качествах, которыми стремимся наделить детей, о роли семьи в формировании безопасной среды ребёнка, о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Ведь сколько таких людей, как старушка, живут рядом с нами, дарят нам тепло и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. (3с)По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье  людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм. Следствием этого   выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности

Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?

Школа играет очень важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи

во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.

Мы многому учим человека в жизни: физике, математике, искусству варить сталь и варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о едином учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью. (4с)Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

  • Семья - 50%

  • СМИ, телевидение  - 30%

  • школа - 10%

  • улица -10%.

Поэтому сегодня мы говорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Воспитание должно строиться на основе неразрывного единства взглядов, убеждений и действия слова и дела. (5с)Что же представляет собой нравственное воспитание?

  • Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.

  • Это развитие ума.

  • Формирование отношения к добру и злу.

  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Нравственное воспитание это- систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он и один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

(6с) «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности». «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, то v них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. А поэтому (7с)поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.

Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы(8с). Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье и дети научатся дружить(9с). Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. В тех семьях, где отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего общества. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей. Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье.

К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.

Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты.

Зачастую они связанны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправедливыми и т.д.

Так было всегда и у всех народов. (10с)Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».

На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:

(11с)до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;

6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;

12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;

17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;

26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;

36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;

Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»

Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? (12с)Дети—свидетели,  они учатся жить у жизни.

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

  2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

  3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

  4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   

  5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

  6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).

  7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

  8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

  9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

  10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку

Китайская притча «Ладная семья»

(13с)Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. (14с)Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил: - И мира тоже.

Я желаю, что бы в ваших семьях всегда присутствовали любовь, прощение, терпение(15с).

Спасибо за внимание(16с).