Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей начальных классов 2017 год»
РЕФЛЕКСИЯ
Ситуация сотрудничества ученика и учителя возникает при выполнении следующих операций :
- Ученику нужно выделить в задаче условия;
- Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;
- Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
- Указать на наличие противоречий взрослому;
- Определить, какие средства нужны для верного решения.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.
Рефлексия
- От лат. reflexio – обращение назад;
- Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) ;
- Самоанализ ( толковый словарь русского языка);
- Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики).
Классификация рефлексии
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- Рефлексия деятельности;
- Рефлексия содержания учебного материала.
Классификация рефлексии
- Физическая ( успел – не успел );
- Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Интеллектуальная рефлексия:
- Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;
- что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.
Плюс-минус-интересно
Заполняется таблица из трёх граф (устно или письменно):
- В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация, формы работы;
- В графу «минус» записывается всё, что не понравилось , непонятная или скучная информация;
- В графу «интересно» вписываются любопытные факты, что ещё хотели бы узнать по проблеме.
Анкетирование
- На уроке я работал -
- Своей работой я -
- Урок показался мне -
- За урок я -
- Материал на уроке мне был -
- Активно/пассивно
- Доволен/не доволен
- Коротким/ длинным
- Не устал/ устал
- Понятен/ не понятен
Полезен/ бесполезен
- Домашнее задание мне кажется -
Интересен/ скучен
интересно/ не интересно
Условные знаки
- V – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
- W – ответил по просьбе учителя , ответ правильный;
- ! – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
- + - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
- 0 – не ответил.
Светофор ( для 1 класса)
Дети сигналят карточками:
- Зелёный – познавательно;
- Жёлтый – понравилось, но не всё;
- Красный – скучно, неинтересно.
Сказочное дерево
- Вариант 2: На дереве прикрепляют:
Прикрепляют на дереве бабочек, плоды, цветы. О размере и цвете договариваются заранее (в основе – характеристика цветов Макса Люшера)
- Плод – урок прошел с плодотворно;
- Цветок – довольно хорошо;
- Зелёный листик – не очень интересно;
- Жёлтый лист – «пропащий» урок
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
- Отражает внутреннее состояние ученика;
- Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);
- Является средством самопознания.
Комплимент
Удачно закончить урок на положительной ноте:
- Комплимент-похвала;
- Комплимент в деловых качествах;
- Комплимент в чувствах.
Солнышко
Моё настроение похоже на:
- Солнышко ;
- Солнышко с тучкой;
- Тучку;
- Тучку с дождиком;
- Тучку с молнией.
Музыкальный тест
- По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут закреплять на общеклассном нотном стане или на личных. Можно углубиться и узнать минорное или мажорное было настроение (палочка нотки смотрит вниз или вверх)
Огонек общения
В конце урока дети дарят цветы разного цвета, кому посчитают нужным. Например,
- Зелёный – самому умному (продуктивному) на уроке;
- Розовый – самому вежливому в общении;
- Оранжевый – лучшему консультанту.
Рефлексия деятельности
- Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;
- Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Утверждение
- Выбери верное утверждение :
- Я сам не смог справиться с затруднением;
- У меня не было затруднений;
- Я только слушал предложения других;
- Я выдвигал идеи.
Лестница успеха
- Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
Рефлексивный экран
- Сегодня я узнала…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Теперь я могу…
- Я почувствовала, что …
- Я приобрела…
- Я научилась…
- Я смогу…
- Меня удивило…
- Я попробую…
- Семинар дал мне для работы…
- Мне захотелось…
- Мне сегодня удалось…
- Я получила от семинара…
- Для меня было открытием, что …
- На мой взгляд удалось…
- Я бы учла на будущее…
- На семинаре было важным…
- Завтра я хочу на уроке…
- Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?..
- Что учесть на будущее?..
- Зачем нам был нужен семинар?..
Рефлексия работы в группе
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания ?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
На каком уровне осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации
- трудности в общении
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- сохранились единство и партнерские отношения
- единство было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача была трудной и неинтересной
Список литературы:
- Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
- Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru» , 2001
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
- «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
- Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996