Методическая разработка раздела учебной программы
по окружающему миру
«Наша Родина - Россия»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Волкова Елена Викторовна
г. Дзержинск, 2013г.
1 слайд. Вашему вниманию представлена методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа») учителя Волковой Елены Викторовны МБОУ СОШ №7
2 слайд. Курс «Окружающий мир» в проекте «Перспективная
начальная школа» разработан авторским коллективом.
Авторы курса:
Федотова Ольга Нестеровна (к.п.н., профессор);
Трафимова Галина Владимировна (к.п.н.);
Трафимов Сергей Анатольевич;
Царёва Лора Александровна (к.п.н., доцент).
Для реализации программного содержания используются: методическое пособие для учителя, учебник «Окружающий мир»(1 – 4 класс) в 2-х частях, хрестоматия и тетради №1,2 для самостоятельной работы учащихся.
3 слайд
Специфика заключается в том, что курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены области: «Естествознание» и «Обществознание».
Особая значимость этого интегрированного курса заключается в формировании исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
4 слайд
Перед вами – основные методические особенности программы курса «Окружающий мир». Это прежде всего:
- система единых требований методического аппарата учебников;
- возможность организации самостоятельной учебной деятельности детей (в том числе за рамками урока) посредством использования всех составляющих УМК и проектной деятельности;
- новая форма урока в виде заседания клуба.
5 слайд
В одном из стихотворений Л. Глебова есть замечательные строки:
«Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли нам навеки родной…»
6 слайд. Идея патриотического воспитания в последние годы является задачей государственной важности. Раздел «Наша Родина - Россия» становится актуальным как никогда.
7 слайд. Цель раздела – сформировать целостный образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Из этой цели вытекает ряд задач, которые учитель должен решить на уроках окружающего мира при изучении данного
раздела. Эти задачи носят обучающий, развивающий и воспитательный характер.
8слайд. Обучение строится с учётом возрастных особенностей младшего школьного возраста, когда ведущей является учебная деятельность, любознательность направлена на познание окружающего мира, происходит интенсивное развитие психических процессов, личностное развитие, развитие эмоционально – волевой сферы.
9-10 слайд. Перед вами ожидаемые результаты освоения раздела.
11слайд. На уроках используются различные технологии организации деятельности, методы и формы обучения, которые способствуют реализации общих целей начального образования, направлены на развитие личности младшего школьника, укрепление психического и физического здоровья детей, учитывают идеи развивающего обучения, предполагают дифференцированный и индивидуальный подход, обеспечивают целостность педагогического процесса.
12 слайд. Формы организации деятельности - как традиционные, так и нетрадиционные направлены на развитие логического мышления, речи, творческого воображения; формируют у школьников общеучебные и специальные умения .
13-14 слайд. Следующие 2 слайда знакомят вас с системой деятельности, используемой в разделе: наблюдение объектов и явлений окружающего мира, сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения, проектная деятельность, работа с источниками информации, система условных обозначений, творческие работы.
15 слайд. По данному разделу учителем и учащимися создана методическая копилка, представленная 5- ю темами. Так как одна из основных целей курса – создание условий для социализации ребёнка, большое значение играют коммуникативные задания, в ходе выполнения которых происходит речевое общение, взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Используются задания на развитие саморегуляции (самоконтроля и самооценки), игры с соблюдением системы заданных правил.
Ученикам предлагается много интеллектуальных заданий, в том числе на развитие творческого мышления и воображения. По данному разделу составляем и отгадываем загадки, составляем и разгадываем кроссворды, филфорды, ребусы. Очень нравятся детям игры «Семейка слов», «Веер вопросов», «Сигнальщики», «Зоологическое лото», «Выбери лишнее» и др. Много упражнений и заданий с пословицами. Проверка усвоения изученного материала осуществляется с помощью составления синквейнов, блиц-опросов, графических диктантов, тестов.
С этим материалом ведётся работа, как на уроках, так и вне урока. Используя гиперссылки, я могу предложить познакомиться с практическими заданиями по интересующей теме.
(слайды 25-35)
16-17 слайды. На этих слайдах - календарно-тематическое планирование уроков по разделу.
18 слайд. Представляю вашему вниманию разработку урока окружающего мира «День Конституции. День Конституции – основной закон РФ», который проводится во втором классе. Цель урока – познакомить учащихся с основным законом страны – Конституцией. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока перед вами на слайде.
19 слайд. На этом слайде представлен подробный план урока. Конспект урока с презентацией вынесен в гиперссылку (слайды 36- 45)
20 слайд. На ШМО учителей начальных классов были разработаны и утверждены тесты диагностики. По теме: «Наша Родина - Россия» была проведена сравнительная диагностика качества знаний в 1-ом и 2-ом классе по единому тесту (I блок вопросов – теоретический, II блок вопросов – практический). Наблюдается положительная динамика качества знаний.
21 слайд
Мониторинг по теме «Природные зоны России» в 4-ом классе показывает, что учебный материала по зоне лесов, в которой проживают ученики, и зоне субтропиков России, где отдыхают большинство детей, усвоен лучше, так как имеет практическую направленность.
22 слайд
По всему разделу «Наша Родина - Россия» проведена проверочная работа в 1-ом и в 4-ом классах. Результаты мы видим на диаграмме. Качество знаний значительно выросло. Мониторинг усвоения учебного материала по всему разделу показывает, что дети имеют хорошие знания по разделу «Наша Родина – Россия».
23 слайд. Наше общество остро нуждается в истинных патриотах своей страны. В этом смысле курс «Окружающий мир» в целом и его раздел «Наша Родина - Россия » реализует эту задачу.
24 слайд. Используемая в моей работе литература.