Доклад на педсовет
«Взаимодействие классного руководителя и родителей»
Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвует в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Очень хорошие результаты получаются тогда, когда есть тесная взаимосвязь и взаимоуважение между учителем и родителями. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу
Взаимодействие с родителями должно строиться на основе таких основополагающих идей-принципов, как:
обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны;
высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.
Классный руководитель должен уметь находить общий язык с родителями учащихся.
Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, использую различные формы связи с ними. Я всегда стараюсь иметь доверительные отношения с родителями, не забываю ставить себя на их место. Я полностью согласна с В.А. Сухомлинским: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», но как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».
Слайд
Первое и очень важное знакомство с родительским коллективом происходит при беседе с первым учителем. Он характеризует сильные и слабые стороны родительского коллектива, обращает внимание на активных, неравнодушных родителей и на семьи со сложным положением. Рассказывает о своём взаимодействии с родителями.
Слайд
Для составления социального паспорта класса, для заполнения классного журнала очень помогает «Личный листок учащегося», который заполняется после первого род.собрания..
Начиная работу с новым классом, нужно максимально изучить семейную ситуацию, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
Слайд
Уже на первом родительском собрании провожу следующую анкету «Первый раз в пятый класс».
Слайд
В 5 классе провожу анкетирование самих учащихся «Близкие тебе люди» к родительскому собранию. Она позволяет определить отношение учеников к своей семье, к взрослым
Слайд
Провожу тест "Рисунок семьи". Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы можно оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления; также можно определить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).
Одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся является родительское собрание.
Классные родительские собрания – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса, главная форма просвещения родителей. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Разговор на собрании должен идти только об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К каждому родительскому собранию я отправляю фото с мероприятий . проведенных в классе и школе.
Слайд
Направления сотрудничества классного руководителя и родителей психологопедагогическ ое просвещение родителей вовлечение родителей в учебновоспитатель ный процесс участие семей учащихся в управлении учебновоспитател ьным процессом
Слайд
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы: •родительские университеты; •индивидуальные и тематические консультации; •конференции; •родительские собрания; •тренинги.
Слайд
Вовлечь родителей в учебновоспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: •дни творчества детей и их родителей; •открытые уроки и внеклассные мероприятия; •помощь в организации и проведении внеклассных дел ; •шефская помощь.
Слайд
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности: •участие родителей класса в работе совета школы; •участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; •участие в работе совета содействия семье и школе.
Слайд
К инновационным формам работы с родителями относятся: родительские вечера; родительские тренинги; родительские ринги; практикумы; ролевые игры; родительские чтения; Интернет - консультации.
Слайд
Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2—3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний
Слайд
Тематика родительских вечеров: Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Друзья моего ребенка. Традиции нашей семьи. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
Слайд
Родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать доверительным. его Тренинг более открытым проводится с и группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать.
Слайд
Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Слайд
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие: •Можно ли наказывать ребенка ? •Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка? •Соблазны и пути их преодоления. •«За и против» школьной формы. •Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Слайд
Практикум форма — выработки это у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей- воспитателей.
Слайд
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Слайд
Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную Особенностью анализируя литературу родительских книгу, в родительских чтений родители является должны чтениях. то, что, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Слайд
Интернет-консультации. Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, получать ответы на волнующие их вопросы на школьном сайте.. Обмен различными интересными материалами, ссылками тематические на сайты как между педагогом и семьей, так родителями и между также происходит через Интернет
Слайд
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы классного взаимодействия руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.