СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

За строками крыловских басен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лебедь, рак и щука

Просмотр содержимого документа
«За строками крыловских басен»

ГРОМКО ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК

НАЧИНАЕТСЯ УРОК


- Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы пожмите друг другу руки.

Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их улыбками…поделитесь отличным настроением

Беседа:

- Творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? (А.С. Пушкина)

- С какими его произведениями познакомились? (стихотворениями и сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? (они написаны в стихотворной форме)

- А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки.

- Если вы отгадаете зашифрованное слово, то узнаете, какие произведения писал этот автор.

Давайте сформулируем цель нашего урока. (познакомиться с отдельным жанром литературы -басней , ее автором, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно) Главное- узнаем так что же прячется за строками БАСНИ!

(Слайд 3)

Кто написал басню….предположите….верно, БАСНОПИСЕЦ

Давайте послушаем разговор двух баснописцев


Знакомство с жанром басни.

Инсценировка«Разговор баснописцев»


Стегачев: Здравствуйте, Иван Андреевич.

Даня: Здравствуйте.

Стегачев: Как поживаете?

Даня: Хорошо. Вот думаю, как в своём  произведении людские недостатки высмеять, чтобы люди умнее стали, да их обидеть боюсь.

Стегачев: Так пусть вместо  людей у Вас животные героями будут.


Даня :Хорошая мысль. Так и сделаю

А поучение-главную мысль  басни- назову  моралью. Пусть люди читают, думают и лучше становятся.

Стегачев: И то верно!


Учитель: Что  вы    узнали из  разговора о жанре «басня»?

Дети: Вместо людей героями являются животные. Есть мораль...


Выделите главное из разговора

Пусть люди читают, думают и лучше становятся.



Познакомимся с биографией Ивана Андреевич

Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.

А позже довелось ему учиться «из милости» (ЖАЛОСТИ). У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была не богата, а теперь лишилась последних средств к существованию.

В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца.





ПРОДОЛЖИМ наше знакомство РАБОтой ПО УЧЕБНИКУ на стр.92

- Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни?

Надо быть очень трудолюбивым человеком.

- Сколько черновых строк было к басне «Кукушка и Петух»?

Около двухсот строк.

- Сколько строк в ней?

21 строка.

- Чем занимался всю жизнь И. А. Крылов?

Работал и учился.

- Когда он начал работать?

В 11 лет.

- Когда он начал изучать греческий язык?

В 50 лет. И за 2 года овладел им в совершенстве.



- Сегодня мы будем читать басню,

Что такое басня обратимся к Толковому словарю, где обьясняется лексическое значение слова

Басни –это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.


а, чтобы узнать, как она называется прочитайте эту строчку справа налево.

АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)

- Эта басня была написана в 1814 году. Только вдумайтесь 210 лет назад.


2. Знакомство с басней (аудио запись). (Слайд 9)

- Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука».

Немого отдохнем

ФИЗМИНУТКА

Физкультминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.



  • Понравилась ли вам басня?

  • Что заставило вас улыбнуться?

  • Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?

  • Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны бы быть друзьями.)

  • ЧТЕНИЕ басни 2 человека!

  • - Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:

  • Дело на лад – налаживается.

  • Воз – деревянная повозка для лошадей.

  • Поклажа – багаж.

  • Впряглись – вместо лошадей.

  • Из кожи вон – очень стараются.

  • И ныне там – на том же месте.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ!!!!

Найдите мораль басни

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука».

Обратите внимание на представленную пословицу, определите ее смысл

ДРУЖНО не грузно, а врозь хоть брось!(как вы ее понимаете?) Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)



Молодцы!



Я вижу что вы подготовили читательские дневники …Мы не нарушаем традиции класса и каждую неделю делимся прочитанным произведением!

Как вы думаете, а могла бы история рассказанная Крыловым произойти в наши дни и не только в наши….

Давайте посмотрим и послушаем!

Сценка девочек

Основной смысл?



«Собери букет».

- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте (взаимопонимание, поддержка, умение договориться)

- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)

- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.

(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)

- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.

- Молодцы!


X. Подведение итога урока.

Беседа:

- Кем был Иван Андреевич Крылов? (баснописцем)

- Скажите, кто и что делал:

Лебедь (рвался в облака)

Рак (пятился назад)

Щука (тянула в воду)

- Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (да)

Покажите открытую ромашку те, у кого все получилось, полуоткрытую у кого не все получилось или он что -то не понял, не справился



д/з выучить басню наизусть!

Отличная работа перечисляю детей….

Благодарю за урок!