Зачем детям нужна театральная студия?
Школьный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Поэтому главной задачей педагога в любом школьном учреждении является формирование творчески развивающей среды, способствующей гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром, воспитанию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Познавательные процессы у современных детей более развиты, они знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, но, к сожалению, наши дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие, а их игры - однообразие.
В процессе театрализованной деятельности ребенок получает опыт разнообразных эмоций, апробирует различные способы социальных взаимодействий, получает отклик на свое поведение. Порой, возможность сопереживать или отстаивать свою точку зрения ребенок впервые пробует лишь в процессе той или иной постановки.
Именно благодаря театрализованной деятельности у ребенка формируется опыт социальных навыков поведения, так как каждая сказка или литературное произведение для детей школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Мы часто слышим от учителей и школьных психологов, что в период психологической адаптации ребенка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы. С другой стороны, руководители театральных студий, наблюдая за своими выпускниками, убедились в том, что театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях, побуждает самому нести в мир светлое и доброе. Театрализованная деятельность помогает ребёнку развиваться эмоционально и духовно.
В театральной студии занятия всегда проходят в игровой форме, так как игра для ребёнка – способ воспроизведения полученной из окружения информации, подлинная социальная практика.
Работа театральной студии строится на двух видах деятельности - актерское мастерство и ритмопластика. Актерское мастерство включает в себя такие разделы как: театральные игры, культура и техника речи, основы театральной культуры. Детям очень нравятся игры «Телепаты», «Дружные зверята», «Кто во что одет», «Тень»… Эти игры развивают внимание, выдержку, согласованность. Игры «Угадай, что я делаю», «Одно и тоже по разному» развивают память, воображение, фантазию. Игры «Морское царство», «Скульптор», «Зернышко», «Заводная кукла», «Тюльпан», «Муравьи» развивают умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером.
Детям нравится разыгрывать этюды на основные эмоции - «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх», также «Ссора», «Обида», «Злость», «Благодарность»… Этюд - это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие. Сочиняя этюд, ребенок должен дать ответ на многие вопросы «Где я нахожусь? Зачем? Почему? …»
Работа над этюдами позволяет ребёнку, следуя требованиям роли, представлять себя на месте своего героя в воображаемой ситуации, учится согласовывать свои действия с партнёрами по игре. Отсюда следует, что именно театральное искусство в силу своей игровой формы очень близко и понятно детям, через него формируется опыт социальных навыков поведения. Любимые герои становятся образцом для подражания, с помощью сказки ребёнок познаёт мир.
Помимо этого, театрализованная деятельность позволяет корректировать эмоциональную сферу ребенка, гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром. Сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.