СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2021

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал к Заданию 2 ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2021»

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2021. Теория и практика. Самостоятельно подберите союз, вводное слово, наречие, частицу.

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2021. Теория и практика.

Самостоятельно подберите союз, вводное слово, наречие, частицу.

Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ «Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».

Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ

«Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».

Алгоритм выполнения: 1.  Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста/весь текст.  2.  Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения.  3.  Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.

Алгоритм выполнения:

1.  Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста/весь текст. 2.  Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения. 3.  Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.

Теория к заданию 2 ЕГЭ В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями. Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть  сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его  и т.д. В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

Теория к заданию 2 ЕГЭ

  • В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
  • Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть  сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его  и т.д.
  • В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.
Средства связи, необходимые для выполнения 2 задания: Союзы Частицы Местоимения Наречия Числительные (собирательные и порядковые) Вводные слова и словосочетания Предлоги

Средства связи, необходимые для выполнения 2 задания:

  • Союзы
  • Частицы
  • Местоимения
  • Наречия
  • Числительные (собирательные и порядковые)
  • Вводные слова и словосочетания
  • Предлоги
Союзы как средства связи между предложениями. Шофер остановился в раздумье.  А  через минуту он уже спал за баранкой: долгая дорога его утомила. (В. Архангельский)  Антон Иванович дремал, припав к моему плечу.  Но  когда с досады закричал шофер, он решил, что нужно действовать. (В. Архангельский)  Чайную закрыли, и мы отправились на ночлег.  И  удивительно крепко спали на полу, в школе, на голых досках. (В. Архангельский) 

Союзы как средства связи между предложениями.

  • Шофер остановился в раздумье.  А  через минуту он уже спал за баранкой: долгая дорога его утомила. (В. Архангельский) 
  • Антон Иванович дремал, припав к моему плечу.  Но  когда с досады закричал шофер, он решил, что нужно действовать. (В. Архангельский) 
  • Чайную закрыли, и мы отправились на ночлег.  И  удивительно крепко спали на полу, в школе, на голых досках. (В. Архангельский) 
Частицы как средства связи между предложениями. Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений.   Примеры.  Ведь  (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как).   Вот  (используется для введения иллюстрации, примеров)   Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа.   Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе. 

Частицы как средства связи между предложениями.

Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений.  Примеры. Ведь  (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как).  Вот  (используется для введения иллюстрации, примеров)  Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа.  Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе. 

Местоимения как средства связи предложений в тексте.  Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения ( он, она, оно, они ) и притяжательные местоимения ( его, ее, их ) в именительном или косвенных падежах.  (1)У сороки есть прозвище — белобока. (2) И правда, по бокам перышки  у неё  совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья  на нём  не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий)  Второе предложение соединено с первым при помощи местоимения в родительном падеже (у нее), а пятое связано с четвертым местоимением он в предложном падеже (на нем). 

Местоимения как средства связи предложений в тексте. 

  • Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения ( он, она, оно, они ) и притяжательные местоимения ( его, ее, их ) в именительном или косвенных падежах. 
  • (1)У сороки есть прозвище — белобока. (2) И правда, по бокам перышки  у неё  совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья  на нём  не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий) 
  • Второе предложение соединено с первым при помощи местоимения в родительном падеже (у нее), а пятое связано с четвертым местоимением он в предложном падеже (на нем). 
Средства связи, часто встречающиеся во 2 задании ЕГЭ  Союзы  То есть  – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации.   Но, зато, однако  – противительные союзы, которые используются для противопоставления.   Потому что, так как, поскольку  – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях.   Так что  – используются перед выводом рассуждений.      Частицы Даже  – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли.   Ведь, именно  – эти частицы вносят значение усиления. 

Средства связи, часто встречающиеся во 2 задании ЕГЭ 

Союзы 

  • То есть  – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации.  Но, зато, однако  – противительные союзы, которые используются для противопоставления.  Потому что, так как, поскольку  – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях.  Так что  – используются перед выводом рассуждений. 

  Частицы

  • Даже  – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли.  Ведь, именно  – эти частицы вносят значение усиления. 
Вводные слова и конструкции  Кроме того  – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль.   Другими словами, иными словами  – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно).   Итак, таким образом, следовательно  – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям.   Конечно, разумеется, безусловно  – указывают на степень уверенности в сказанных словах.   Например, так  – вводные слова, которые используются для пояснения мысли.   Наоборот  – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому.   Во-первых, во-вторых, с одной стороны  – автор указывает порядок следования мыслей.  
  • Вводные слова и конструкции 
  • Кроме того  – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль.  Другими словами, иными словами  – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно).  Итак, таким образом, следовательно  – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям.  Конечно, разумеется, безусловно  – указывают на степень уверенности в сказанных словах.  Например, так  – вводные слова, которые используются для пояснения мысли.  Наоборот  – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому.  Во-первых, во-вторых, с одной стороны  – автор указывает порядок следования мыслей.