СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Практический материал (107 вариантов) поможет правильно выполнить пунктуационный анализ предложений. Предназначен для учителей, работающих в 9 классе ..
Пунктуационный анализ. Запятая.
ВАРИАНТ 1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) подавая знак (5) чтобы острог готовился к осаде. В память об этих мужественных людях (6) красноярцы на месте сторожевой вышки (7) поставили деревянную часовню (8) а позднее заменили её каменной.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В ситуации (1) когда мёрзнущего под дождём четвероного друга не можешь оставить на улице (2) побывал почти каждый (3) но (4) к сожалению (5) не все знают (6) что делать с (7) найденным на улице (8) животным. Если вы решили помочь бездомной собаке (9) то нужно взять её за поводок и дать команду «домой».
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Петродворец располагается в 30 км от Петербурга (1) и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны (2) и (3) пожалуй (4) всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве (5) как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца (6) от других дворцово-парковых ансамблей (7) являются десятки разнообразных фонтанов (8) входящих в потрясающий по красоте комплекс.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Город Кировск (1) расположенный в центре горного массива Хибины (2) знаменит не только крупнейшими залежами апатитов (3) но и самым известным российским горнолыжным курортом. Местные жители шутят (4) что дети здесь встают на лыжи раньше (5) чем начинают ходить. Это неудивительно (6) так как повсюду (7) утрамбованные свирепыми северными буранами (8) снежные поля и обширные склоны Хибин. Всё словно создано для того (9) чтобы прокатиться на лыжах или сноуборде.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Совершая прогулку (1) по улице Баумана в Казани (2) туристы обязательно фотографируются у нескольких необычных скульптурных объектов. Одним из таких объектов является памятник огромному вальяжному коту (3) олицетворяющему одновременно реальную историю (4) и её сказочное воплощение. Упитанный (5) трёхметровый кот (6) лениво разлёгся на топчане в беседке (7) сыто (8) и благостно улыбаясь.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.
Ответ: ____________
ВАРИАНТ 18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В годы Великой Отечественной войны (1) сотрудники музея пытались уберечь памятники Царского Села от вандалов. Памятник А.С. Пушкину и бронзовую фигуру фонтана «Девушка с кувшином» (2) удалось сохранить (3) закопав в землю (4) а вот Чесменскую колонну (5) установленную в память о военных победах (6) спрятать не смогли. Немецкие захватчики (7) пытались сбросить её в пруд танками (8) но пострадали лишь барельефы с пьедестала.
Ответ: ____________
ВАРИАНТ 19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Знаменитая 60-метровая «падающая» колокольня в городе Соликамске Пермского края (1) не имеет архитектурных аналогов в России (2) так как состоит из двух чётко различимых частей (3) массивного кубического здания (4) и высокой восьмигранной башни. Кроме того (5) особенность её ещё и в том (6) что она отклоняется от оси почти на два метра. Во время строительства (7) под действием грунтовых вод колокольня накренилась (8) и впоследствии её достраивали уже в таком положении.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 20. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Водопад Серебряные струи (1) спрятавшийся среди заповедного букового леса в Большом каньоне (2) считается одной из достопримечательностей Крыма. Это (3) покрытая зелёной моховой «шапкой» (4) скала (5) по которой стекают тоненькие потоки воды (6) и падают затем с высоты 6 метров. В ясную погоду струи водопада переливаются на солнце (7) играя серебром (8) и становится понятно (9) откуда взялось такое живописное название.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 21. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
(1) На широкой площади возвышается Петровский театр (2) произведение новейшего искусства (3) огромное здание с плоской кровлей и величественным портиком (4) на коем возвышается алебастровый Аполлон (5) неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлёвскую стену (6) которая ревниво отделяет его от древних святынь России! (7) – так писал М.Ю. Лермонтов о московском Большом театре в своём юношеском сочинении (8) Панорама Москвы (9).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 22. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Уникальность Соловецкого архипелага (1) расположенного в Онежском заливе Белого моря (2) и состоящего из шести крупных островов (3) в том (4) что здесь удивительным образом слились воедино тысячелетия истории России. Это (5) стоянки древних людей (6) монастырские святыни (7) памятники советского прошлого в сочетании с потрясающим природным ландшафтом (8) древние святилища III–II тысячелетия до н.э. (9) включающие в себя знаменитые северные лабиринты.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 23. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 24. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Русский музей (1) это крупнейший в мире музей русского искусства (2) уникальный архитектурно-художественный комплекс (3) в историческом центре Санкт-Петербурга (4) а также первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании (5) было принято Александром III (6) но только спустя некоторое время (7) Николай II подписал указ (8) «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей Императора Александра III”».
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 25.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Вантовые мосты во Владивостоке (1) соединившие континент и остров (2) потрясают (3) своим величием каждого (4) кто приезжает посмотреть достопримечательности России. Золотой и Русский мосты впечатляют своими размерами. Длина первого (5) почти 1400 м (6) а второго (7) 3100 м. Самые красивые виды на Русский мост (8) открываются с сопки Орлиное Гнездо. Лучше всего любоваться мостами вечером (9) когда включается ночная подсветка.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 26. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Церковь Покрова на Нерли (1) это шедевр архитектуры (2) признанный во всём мире (3) и (4) вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля». Этот уникальный памятник (5) считается одним из самых поэтичных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы. Белую церковь (6) окружённую зеленью лугов (7) устремлённую строгим куполом к синему небу (8) называют поэмой (9) запечатлённой в камне.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 27. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Из всего списка российских и мировых достопримечательностей (1) которыми буквально «напичкан» Санкт-Петербург (2) всё же можно выделить несколько наиболее знаковых (3) Исаакиевский собор (4) храм Спаса на Крови (5) Петропавловскую крепость. Примечательны также (6) знаменитые разводные мосты (7) наиболее живописным и самым фотографируемым (8) из которых (9) считается Дворцовый мост.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 28. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Село Большое Болдино (1) притягивает к себе всех (2) кто неравнодушен к творчеству великого (3) русского писателя А.С. Пушкина. Каждый уголок этого исторического места способен вдохновить любого человека (4) однако (5) больше всего гости Болдинской усадьбы стремятся в знаменитый парк. К каскаду небольших прудов ведут дорожки (6) по которым когда-то прогуливался сам поэт. А возле барского дома растёт старая лиственница (7) посаженная (8) по преданию (9) Пушкиным.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 29. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Музей деревянного зодчества в Суздале (1) это комплекс (2) под открытым небом (3) где собраны уникальные постройки XVII–XIX веков (4) и до мельчайших деталей воссозданы крестьянский и купеческий быт царских времён. Здесь (5) можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина (6) стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях (7) возведённых (8) кстати (9) без единого гвоздя.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 30. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 31. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 32. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 33. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ветер опять налетел неожиданно. Он сорвал листья с деревьев (1) и (2) подбросив их вверх (3) затих (4) любуясь разноцветным дождём: жёлтым (5) зелёным и красным. Листья (6) опускающиеся на землю (7) плавно покачивались (8) словно разноцветные рыбки в пруду. Так ветер (9) отмечал наступление осени.
Ответ: _____________
1 | 12359 | 17 | 236 | 23 | 23456789 |
2 | 234568 | 18 | 34568 | 24 | 246 |
3 | 1234567 | 19 | 2568 | 25 | 12469 |
4 | 2467 | 20 | 125789 | 26 | 26789 |
5 | 2468 | 21 | 1789 | 27 | 12457 |
6 | 23489 | 22 | 1346789 | 28 | 246789 |
7 | 23458 | 12 | 1356 | 29 | 36789 |
8 | 134567 | 13 | 12456 | 30 | 236 |
9 | 123568 | 14 | 3458 | 31 | 245679 |
10 | 2689 | 15 | 1234569 | 32 | 1247 |
11 | 1234569 | 16 | 237 | 33 | 2 3 4 5 6 7 8 |
Пунктуационный анализ. Двоеточие.
ВАРИАНТ 1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Центральный сибирский ботанический сад (1) один из уютнейших природных уголков в Новосибирской области (2) и крупнейший ботанический сад в Азиатской части России. Лес (3) парк (4) коллекции исчезающих видов растений (5) всё это и многое другое привлекает сюда огромное число людей (6) среди которых не только знатоки ботаники (7) но и обычные любители природы. Весной сад манит редкими цветами (8) летом привлекает чистыми прудами (9) а осенью манит к себе золотистыми аллеями.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н.И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Горы Шиханы (1) уникальный и неповторимый природный памятник в Башкирии, беспристрастные свидетели процессов, которые происходили на этой территории миллионы лет назад. Шиханы состоят из четырёх гор-одиночек (2) Торатау (3) Шахтау (4) Юрактау и Куштау (5) образующих узкую цепочку (6) вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Несомненно одно (7) горы Шиханы представляют ценность и для градообразующего предприятия (8) и для истории (9) потому что подобные горы остались только в Австралии.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
П.А. Плетнёв (1) поэт (2) литературный критик (3) издатель сочинений А.С. Пушкина. В одном из писем он писал (4) «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем (5) и родственником (6) и другом (7) и издателем (8) и кассиром». «Евгения Онегина» Пушкин (9) посвятил Плетнёву.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Один из знакомых Пушкина (1) увидев на его столе «Повести Белкина» (2) заинтересовался их автором. «Кто бы он там ни был (3) а писать повести надо именно так (4) просто (5) коротко и ясно!» (6) отвечал Пушкин. Эти повести стали образцом прозы для многих писателей (7) Гоголя (8) Тургенева (9) Чехова…
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
В раскопках под Новгородом были найдены грамоты (1) написанные на берёсте и относящиеся к XI-XVI векам. Это открытие в археологии считается очень важным (2) дело в том, что в новгородских грамотах запечатлелась предыстория появления русской книги. Содержание найденных грамот разнообразно (3) это частные письма с забавными прибаутками (4) коммерческие записи (5) завещания и распоряжения. Авторами грамот оказались люди разных слоёв общества (6) ремесленники и купцы (7) землевладельцы и крестьяне (8) чиновники и духовенство.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Слово «паника» греческого происхождения. Интересна история его возникновения (1) слово происходит от имени древнегреческого бога Пана. Паника (2) это неудержимый страх. Паникёр (3) это человек (4) легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи. Греки верили в то (5) что Пан живёт в лесных рощах. Они изображали его так (6) обросшим шерстью (7) с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах. Пан наводил внезапный и безотчётный страх на людей (8) поэтому даже войска бросались в бегство (9) заслышав его дикие завывания. Вот откуда произошло значение слова «паника».
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Композиция (1) это построение произведения (2) его каркас (3) который держит всё литературное здание. Только ли в литературных произведениях (4) есть композиция? Конечно (5) нет. Взгляните на небо (6) в расположении небесных тел тоже есть композиция. Есть она и в других видах искусства (7) скульптуре (8) живописи (9) музыке и архитектуре.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н.И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
И. И. Шишкин (1) известный русский художник. Всё (2) обыкновенное дерево (3) старый пень (4) полевые цветы (5) привлекало внимание художника. Во всём он умел находить красоту (6) в тумане над рекой и в лесной чаще. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы (7) у знакомой речки (8) в родном лесу (9) в поле.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё H.B. Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8) а великий русский критик В.Г. Белинский (9) как бы подтверждал слова H.В. Гоголя (10) замечал (11) «...В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность...»
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Чёртово игрище в Волгоградской области (1) это песчаный кратер, находящийся в степи. Поднимешься по склону на вершину кратера (2) дух захватывает от космического пейзажа (3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги.
Уйти отсюда просто невозможно (4) открывшаяся картина завораживает. Песок в кратере многослойный, и каждый слой имеет свой цвет (5) розовый, лимонно-жёлтый, сиреневый, алый, тёмно-вишнёвый... В научных статьях пишут (6) «Чёртово игрище — древний подводный палеовулкан, оставшийся с тех пор, когда здесь было море». Пожалуй, учёные правы (7) при раскопках здесь можно найти морские ракушки.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных (1) озеро Тургояк. Про него уральцы говорят (2) «Тур гоя к — младший брат Байкала». И неслучайно (3) вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской (4) а голубизной напоминает небесный аквамарин. Прозрачность воды позволяет видеть дно (5) растения (6) рыб на глубине до 18 метров! Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата» (7) при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях (1) но и в других местах (2) на берегах Кольского полуострова и Балтики (3) в долинах Лены и Вилюя (4) на озере Байкал. Такой песок издаёт самые неожиданные звуки (5) под ногами идущего слышится собачий лай (6) звон натянутой струны. В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков (7) кажется (8) будто поёт вся пустыня.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Ранней осенью по-особому ярко открываются удивительные красоты тундры в Ненецком заповеднике (1) который охватывает прибрежные земли и часть акватории Печорского и Баренцева морей. Сказочно красиво здесь и короткой заполярной весной (2) радостно пробуждается природа (3) устилая тундру пёстрым ковром цветущих растений. Этот заповедник (4) один из самых молодых в России (5) он был создан лишь в 1997 году. Причины его открытия в Ненецком автономном округе России следующие (6) разрушительное воздействие геологоразведочных работ (7) загрязнение среды производствами по добыче нефти и газа (8) уничтожение растительной экосистемы стадами домашних оленей.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий (1) композиторами и кузнецами (2) архитекторами и плотниками (3) врачами и художниками. Но сегодня считается (4) что страна проигрывает на мировом рынке в области электроники. Это мнение сложилось из-за того (5) что люди забыли важный факт (6) почти все идеи (7) ставшие научной основой телевидеотехники (8) создали русские учёные.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
«Вниз по матушке по Волге» (1) так пели бурлаки (2) называя матушкой величайшую реку Европы. Подобные народные песни относятся к бурлацким (3) так как создавали их бурлаки и пели во время тяжёлых артельных работ (4) как то (5) снятие баржи с мели (6) перемещение тяжестей. В реке водится около 80 видов рыб (7) белорыбица (8) белуга (9) ёрш и многие другие. (5)В дельте Волги сложилась уникальная природная среда (10) поэтому здесь открыли Астраханский заповедник.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 20. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Я не ошибся (1) он прекрасно знал легенду о Гуамском ущелье (2) но почему-то не хотел сегодня рассказывать. Два водопада (3) что текут рядом (4) были (5) согласно преданию (6) влюбленными парнем и девушкой (7) но не было суждено им быть вместе (8) жестокий жених красавицы Гуамки в порыве ревности убил ее возлюбленного раскатом молнии (9) расколов надвое скалы. Сейчас за скалами такая картина (10) немногочисленные леса (11) горные реки (12)сельские просторы и разнообразные базы отдыха.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 21. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Каждый человек знает (1) историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные картины (2) грустные, а порой и горестные. На Бородинском поле в 1932 году было совершено преступление (3) взорван чугунный памятник на могиле Багратиона (4) защитника национальной свободы России. Ещё одна трагедия (5) о которой рассказал Д.С. Лихачёв (6) Путевой дворец архитектора Растрелли в Петербурге (7) спасённый во время войны (8) был снесён в конце шестидесятых годов.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 22. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Я сидел в кают-компании (1) прислушиваясь в недоумении к свисту ветра между снастей и к ударам волн в бока судна. Наверху было холодно и неприятно (2) дул косой ветер (3) мерзлый дождь хлестал в лицо. Офицеры беззаботно разговаривали между собой (4) иные читали. Вдруг раздался пронзительный свист боцманских свистков (5) и вслед за тем разнесся по всем палубам крик десяти голосов (6) «Пошел все наверх!» Мгновенно всё народонаселение фрегата кинулось снизу вверх.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 23. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Всю ночь шел теплый дождь. Он начался как-то очень тихо (1) дождь был без ветра (2) без грозы (3) без наползающих черных туч. Простое небо слегка потускнело (4) а после захода солнца звездочки не зажглись. Потянуло лесом (5) сыростью (6) запахом еловой смолки. Так всегда начинается ничем не приметный (7) обыкновенный дождь. Однако всё (8) убаюкивающий стук падающих на землю капель (9) мягкий шелест травы (10) казалось недобрым.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 24. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Левитан изображает самое начало весны (1) ещё не бегут шумные ручьи (2) не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Всё словно замерло кругом (3) согретое солнечным теплом (4) деревья (5) отбрасывающие на снег голубоватые тени (6) золотистая стена дома (7) тихо дремлющая лошадка у крыльца. Пейзаж безлюден. Но присутствие человека ощущается в картине (8) стоит в ожидании лошадь у крыльца.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 25. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
После звонка в класс зашёл учитель и сказал (1) “Сегодня на уроке труда мы будем убирать пришкольную территорию”. Ученики обрадовались (2) неплохо размяться на свежем воздухе. Дружной гурьбой они высыпали во двор (3) быстро разобрали инвентарь (4) грабли (5) лопаты и тяпки. Работа шла быстро и весело (6) одни подметали двор (7) другие облагораживали клумбы. Вскоре пришкольная территория была приведена в порядок (8) и надо было возвращаться в школу (9) через пять минут должен был начаться следующий урок.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 26. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Охотники проснулись очень рано (1) к вечеру обещали метель и надо было вернуться с охоты засветло. Из еды брали самое необходимое (2) горячий чай в термосе (3) хлеб (4) мясо (5) варёные яйца. Через час после подъёма они уже были в лесу и внимательно всматривались в следы на снегу (6) зверя в этих краях водилось много. Спустя два часа пополудни у каждого за спиной была добыча (7) зайцы (8)реже лисы и волки.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 27. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
В родных местах дорога каждая мелочь (1) неприметная тропинка (2) знакомое дерево (3) небольшой луг в лесу или же обычное озеро. И причина этого очень простая (4) из этих мелочей складываются наши воспоминания. Бывает проходишь по родным местам и испытываешь что-то странное и необычное (5) сердце бьется быстрее (6) перед глазами появляются какие-то воспоминания (7) образы. А ведь без этого никак нельзя (8) именно из таких образов и складывается наше прошлое
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 28. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Вернувшись из города (1) отец сказал (2) “На рынке уже ягоды продают (3) сходите в лес-то”. Сёстры сразу решили (4) завтра с утра пойдут. Собираться начали с вечера (5) нашли подходящую тару для ягод (6) сварили по паре яиц и отрезали по хорошему ломтю хлеба. Корзины взяли большие (7) края эти были обильные. С первыми лучами солнца проснулись (8) умылись колодезной водой (9) выпили по кружке молока (10) через полчаса они уже шли к лесу.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 29. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Работы в деревне было много (1) с утра до позднего вечера и не присядешь. Но он всей душой стремился на малую родину (2) его манили знакомые с детства места (3) а работы он не боялся. Городская жизнь не прельщала его (4) вечная суета (5) в которой незаметно пролетали однообразные будни (6) больше пугала (7) чем привлекала.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 30. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Создавая Сибирь (1) природа допустила просчёт (2) большинство её рек она направила с юга на север. В Ледовитый океан впадают великие реки (3) Обь с Иртышом (4) Енисей с Ангарой (5) Лена с Алданом. На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. А она жизненно необходима (6) тут горячее солнце. Ошибку исправляют учёные (7) они заставят многоводные реки течь вспять. Но всё же нужно почаще задаваться вопросом (8) «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»
Ответ: _____________
1 | 28 | 11 | 51 | 21 | 1236 |
2 | 15 | 12 | 267 | 22 | 26 |
3 | 15 | 13 | 211 | 23 | 158 |
4 | 27 | 14 | 4567 | 24 | 148 |
5 | 27 | 15 | 237 | 25 | 12469 |
6 | 45 | 16 | 25 | 26 | 1267 |
7 | 47 | 17 | 256 | 27 | 1458 |
8 | 236 | 18 | 16 | 28 | 2457 |
9 | 16 | 19 | 57 | 29 | 124 |
10 | 67 | 20 | 1810 | 30 | 2368 |
Пунктуационный анализ. Тире.
ВАРИАНТ 1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
«По моему глубочайшему убеждению (1) XXI век должен быть веком гуманитарной культуры…» (2) писал академик Д.С. Лихачёв. Природа (3) чудо из чудес. Человек (4) высшая точка её развития. И потому у него есть долг перед природой (5) и он обязан помогать животным (6) птицам (7) растениям (8) не ожидая взамен немедленной награды.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Долина гейзеров на Камчатке (1) уникальный мир (2) сотворённый природой. Кипящие ключи (3) и горячие озёра (4) грязевые котлы (5) и парящие ямы (6) сотни разноцветных термальных источников (7) невероятная раскраска склонов (8) со струящейся горячей водой (9) всё это вместе с буйной зеленью трав создаёт сказочное зрелище.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Берёзовый сок (1) очень ценный продукт (2) богатый полезными для организма веществами. Наблюдательному человеку не нужно резать берёзку (3) чтобы узнать (4) началось ли движение сока. Лягушки прыгают (5) есть сок в берёзе. Тонет нога в земле (6) есть сок в берёзе. Зяблики поют (7) жаворонки (8) скворцы и дрозды (9) есть сок в берёзе.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Лес (1) самый щедрый друг человека (2) он даёт брёвна для дома (3) доски для мебели (4) дрова для печки. А ещё бумагу и спички (5) скипидар и лекарства (6) грибы и ягоды (7) всего не перечислишь. Лес (8) огромное богатство. Он дарит людям свою красоту. Придёшь полюбоваться (9) лес приветливо встретит тебя.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Иван Кулибин (1) талантливый русский изобретатель. Первый русский телеграф (2) самодвижущиеся экипажи (3) приводимые в действие педалями (4) гениальные проекты деревянных мостов (5) всё это великие изобретения Кулибина. Но была у этого человека настоящая страсть (6) часы. Что бы Иван Кулибин ни делал (7) что бы ни изобретал (8) мысли его неизменно возвращались к часам. Он делал (9) необыкновенные часы.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Лиза присела на край стула и посмотрела в окно.
(1) Мама, ты тоже считаешь (2) что Наташа Ростова (3) это положительный герой? (4) вдруг спросила она.
Софья Васильевна быстро повернулась на стуле.
(5) Думаешь? (6) Она помедлила. (7) Ну конечно...
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Страшная буря рвалась и свистела (1) между колёсами вагонов. Вагоны (2) столбы (3) люди (4) всё (5) что было видно (6) было занесено снегом и заносилось все больше. «Сюда (7) пожалуйста!» (8) кричали разные голоса (9) и пробегали мимо люди.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Триумф (1) торжество (2) победа (3) вот какой смысл заложен (4) в легендарном фонтанном комплексе Петергофа (5) который является блестящим памятником искусства барокко. Однако (6) данный каскад (7) это не просто шедевр в архитектурном плане (8) но и кульминация всего дворцово-паркового комплекса Петра I.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Виктор Михайлович Васнецов (1) замечательный русский художник. Его картины написаны на темы (2) взятые из народных сказок (3) былин (4) преданий. Одна из наиболее известных картин Васнецова (5) «Алёнушка». Это полотно (6) поэтическое воплощение народной скорби о тяжёлой сиротской доле. Осенняя печальная природа дополняет трогательный образ девушки-крестьянки (7) уединившейся в лесу выплакать своё горе.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Кенгуру (1) известное всем животное. Его можно увидеть (2) и в зоопарке (3) и на страницах детских книжек (4) оно изображено (5) на австралийских деньгах и на почтовых марках. В глубине Австралии живёт гигантский рыжий кенгуру, а в лесах (6) его серый брат. Есть у этого животного удивительные особенности. Взглянешь на второй и третий пальцы на задней ноге кенгуру (7) станет ясно (8) они срослись и образовали ручку (9) которой очень удобно расчёсывать шёрстку.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Олег Меньшиков (1) первый русский актёр (2) удостоенный премии имени Лоуренса Оливье, которая была вручена ему за роль Есенина в спектакле (3) «Когда она танцевала», где актёр играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв. Эта престижная ежегодная премия (4) серьёзная награда у кинематографистов. Никаких денег к премии не прилагается (5) но престиж (6) разумеется (7) дороже любых денег (8) тем более для актёра (9) получившего эту награду впервые.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Впереди стоял капитан (1) подавая команду осторожным движением руки. Поднимает руку над головой (2) все тотчас останавливаются и замирают (3) вытянет руку в сторону с наклоном к земле (4) все в ту же секунду быстро и бесшумно ложатся (5) махнёт рукой вперёд (6) все двигаются вперёд (7) покажет назад (8) все медленно пятятся назад.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Кукушка не летает открыто (1) как большинство птиц (2) а всё время прячется в лесной глуши. Быстро перелетит полянку и вновь исчезнет в густых ветках деревьев (3) редко удаётся увидеть кукушку. Эта птица гнезда не вьёт (4) а свои яйца она (5) подкладывает в чужие гнёзда. Кукушка (6) полезная для леса птица (7) она вредных гусениц уничтожает. Мохнатых гусениц другие птицы не едят (8) а для кукушки это первое (9) лакомство.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Земля (1) это живое тело со своим ритмом (1) дыханием (2) пульсом (3) и естественный ток крови в ней остановить смертельно опасно. Несомненно (4) люди понимают (5) вернее (6 ) чувствуют надвигающуюся опасность (7) но в то же время уповают на туманное «потом» (8) в котором может ничего и не случиться с прекраснейшим из миров. «Потом» (9) форма самозащиты.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретову пристройку.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канаты для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Домик Петра I (1) единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) вещи (8) принадлежавшие Петру I.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Расположенный в живописных лесах сибирской тайги (1) этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа» (2) гордость местных жителей. Главная задача музея (3) воспроизведение среды обитания коренных жителей (4) передающей их жизненный уклад и культурную самобытность. Старинные деревянные усадьбы (5) невероятная природа дремучего леса (6) всё это дарит уникальную возможность (7) любому желающему познакомиться с культурой (8) древнего сибирского народа.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 20. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Семикаракорский фаянс (1) это посуда (2) изготовленная в лучших традициях донских мастеров. При её производстве применяется метод уникального ручного труда. Её отличают оригинальность и многообразность форм (3) изобретательность и поэтичность в декоре (4) передающем красоту родной земли (5) фольклорные казачьи мотивы и традиции. Каждая вазочка или тарелка (6) каждый чайник или самовар (7) это живые краски донской природы. Белая глина и ручная кистевая роспись (8) делают рисунок привлекательным и долговечным.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 21. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Кузнецкая крепость (1) это историко-архитектурный комплекс (2) являющийся одной из главных достопримечательностей города Новокузнецка (3) образец сибирского военно-инженерного искусства конца второй половины XVIII – начала XIX столетия. Сама крепость (4) расположенные вокруг (5) свыше десятка архитектурных и военно-фортификационных сооружений (6) археологические памятники разных типов (7) водопад (8) всё рассказывает посетителям о военной истории региона (9) о быте и культуре местного населения.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 22. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Национальный театр драмы имени известного алтайского поэта Павла Кучияка (1) это главная культурная достопримечательность столицы Республики Алтай. Здание театра выполнено в стиле традиционного жилища коренных народов (2) благодаря чему (3) его четырёхгранную крышу (4) можно увидеть едва ли не из любой точки города. Помимо четырёхгранного конуса крыши (5) особое внимание привлекает гармоничное сочетание белого и голубого цветов. Это сочетание (6) одна из традиционных особенностей кочевого стиля.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 23. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (1) уникальный культурный центр (2) вобравший в себя много из исторического наследия Сибири. В настоящий момент (3) в фондах музея-заповедника насчитывается более 400 тысяч экспонатов. Этнографические (4) археологические и палеонтологические коллекции (5) коллекция старопечатных и рукописных книг (6) художественная резьба по кости и набор уникальных предметов из семьи Романовых (7) всё это самые ценные экспонаты (8) повествующие о богатом прошлом Сибири.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 24. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 25. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
В нашей стране первая консерватория открылась (1) в 1862 году в Петербурге. Её основатель (2) Антон Григорьевич Рубинштейн. Прекрасный композитор и выдающийся пианист (3) неутомимый пропагандист музыкальной культуры и музыкальных знаний (4) так характеризовали его современники. Обязательное условие для поступления в консерваторию (5) определённый уровень профессиональной подготовки. Взрослые ученики часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или со службой. Для младших существовали научные классы (6) в которых ученики получали (7) примерно такое же общее образование (8) какое давала гимназия.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 26. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Расположенный в самом центре города Волгограда (1) Дом Павлова (2) это один из самых главных памятников (3) посвящённых нелёгкой победе в Сталинградской битве. Этот неприметный дом (4) символ стойкости (5) и воинского подвига. В сентябре 1942 года в нём расположилась разведгруппа под командованием сержанта Якова Павлова. Оборона жилого здания (6) вот какая важная задача стояла перед ней. Немецкие войска (7) на протяжении двух месяцев по нескольку раз за день атаковали дом (8) но каждый раз им приходилось отступать.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 27. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 28. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Митрополичьи палаты в Ярославле (1) памятник архитектуры (2) заслуживающий внимательного осмотра и снаружи (3) и внутри. Они были построены в XVII веке (4) как резиденция митрополита ростовского и ярославского Ионы. С тех самых времён (5) они представляют собой (6) типичную для того времени городскую усадьбу. Двухэтажное здание самих палат (7) два флигеля (8) хозяйственные постройки и ещё домóвая церковь святителя Леонтия Ростовского (9) все эти архитектурные сооружения привлекают внимание туристов.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 29. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память».
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 30. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретову пристройку.
Ответ: _____________
1 | 234 | 11 | 14 | 21 | 18 |
2 | 19 | 12 | 2468 | 22 | 16 |
3 | 1569 | 13 | 36 | 23 | 17 |
4 | 1789 | 14 | 19 | 24 | 28 |
5 | 156 | 15 | 13 | 25 | 245 |
6 | 134567 | 16 | 158 | 26 | 246 |
7 | 48 | 17 | 17 | 27 | 14 |
8 | 37 | 18 | 17 | 28 | 19 |
9 | 156 | 19 | 236 | 29 | 17 |
10 | 167 | 20 | 17 | 30 | 13 |
Пунктуационный анализ. Кавычки.
ВАРИАНТ 1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Известный учёный, архитектор и реставратор А.В. Ополовников в книге (1) Русский Север. Памятники зодчества (2) писал: (3) Замечательнейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду (4). Слова исследователя относятся и к (5) Карелии (6), которая по разнообразию ценнейших памятников народного художественного творчества занимает одно из ведущих мест на севере (7) России (8).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Единственный музей в России, где по древним чертежам воссоздают копии старинных русских судов и совершают на них дальние морские путешествия, моделируя по примеру Тура Хейердала старинные маршруты, называется (1) Полярный Одиссей (2) и находится в (3) Петрозаводске (4). Об этом уникальном месте говорят: (5) Это музей без границ (6). Главные экспонаты музея – это действующие копии исторических деревянных парусных кораблей, которые представляют на различных морских фестивалях (7) Россию (8).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Болдинская усадьба, расположенная недалеко от (1) Нижнего Новгорода (2), привлекает к себе большое количество поклонников творчества А.С. Пушкина. Несмотря на то что поэт побывал в родовом поместье всего лишь три раза, село вдохновило его на написание более 50 произведений, среди которых (3) Медный всадник (4), главы (5) Евгения Онегина (6). Недаром исследователи творчества Александра Сергеевича говорили о днях, которые поэт провёл здесь осенью 1830 года: (7) Это чудо болдинской осени (8).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Мамаев курган был местом ожесточённых боёв во время битвы под (1) Сталинградом (2) в 1942–1943 гг., а сегодня здесь расположен признанный во всём мире шедевр монументального искусства (3) грандиозный ансамбль-памятник, на котором начертано: (4) Героям Сталинградской битвы (5). Самым известным монументом является огромная скульптура (6) Родина-Мать зовёт! (7). Посетившие этот уникальный ансамбль навсегда запоминают высеченную на знамени надпись: (8) Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника (9).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Шаболовская (1) телебашня (2) – это изящное и в то же время чрезвычайно прочное сооружение, которое построено по проекту знаменитого архитектора (3) Владимира Шухова (4) в 1922 году. Уже в 1950-х годах башня стала символом нового времени: она вдохновила Алексея Толстого на создание романа (5) Гиперболоид инженера Гарина (6), а её изображение стало неотъемлемым элементом заставки многих телепередач, включая знаменитую новогоднюю программу (7) Голубой огонёк (8).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Пётр Николаевич Сигунов – автор книг (1) Лесное счастье (2), (3) Таёжные незабудки (4) и других. Через всю жизнь Пётр Николаевич пронёс любовь к родному краю – (5) Липецкой области (6). Вспоминая окрестности своей деревни, он пишет в одной из своих книг: (7) Я любил поудить в тихих заводинках студёной речушки Ястребинки, половить самодельным сачком серебристых карасей (8). Мне нравилось собирать в густой зелёной дубраве весенние ландыши, синие резные колокольчики, оранжевые купавы (9).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Национальный парк под названием (1) Лéнские Столбы́ (2) – геологическое образование и одноимённый природный парк в (3) Якутии (4) на берегу реки (5) Лены (6). Это причудливые и разнообразные скальные образования, высота которых доходит до 220 метров над уровнем реки. Декабрист А.А. Бестужев-Марлинский восторженно отзывался об этом месте: (7) Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой (8).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Известно огромное количество картин с названием (1)Селигер(2). Все они посвящены озеру, точнее, целому царству, состоящему из озёр, проток, каналов и живописных островов. В озеро впадает множество рек и речушек, но запасы воды оно, подобно скупому хозяину, отдаёт через небольшую речку (3)Селижаровку(4) только (5)Волге(6). Живописная природа этого края напоминает иллюстрации к русским сказкам. (7)И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края(8) - эти строки Н.А. Заболоцкого словно переносят нас на берег этого чудесного озера.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
В опере (1) Борис Годунов (2) М.П. Мусоргский обращается к переломному периоду российской истории. Это время (3) Смуты (4), время падения многовековых династий (5) Рюриковичей (6) и недолгого правления царей-самозванцев. (7) Я разумею народ как великую личность, одушевлённую одной идеей (8), – так выразил великий композитор мысль, которую стремился средствами музыки донести до своих соотечественников.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
(1) На широкой площади возвышается Петровский театр (2) произведение новейшего искусства (3) огромное здание с плоской кровлей и величественным портиком (4) на коем возвышается алебастровый Аполлон (5) неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлёвскую стену (6) которая ревниво отделяет его от древних святынь России! (7) – так писал М.Ю. Лермонтов о московском Большом театре в своём юношеском сочинении (8) Панорама Москвы (9)
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Недалеко от столицы, там, где протекает река (1)Сестра(2), находится небольшой город (3)Клин(4). С этим городом связаны последние годы жизни П.И. Чайковского, выдающегося русского композитора, создавшего балет (5)Щелкунчик(6). На окраине города стоит (7)дом-музей(8) Чайковского, в котором самые известные музыканты собираются и исполняют его произведения.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
В годы (1 )Великой Отечественной войны (2) сотрудники музея пытались уберечь памятники (3) Царского Села (4) от вандалов. Памятник А.С. Пушкину и бронзовую фигуру фонтана (5) Девушка с кувшином (6) удалось сохранить (7) а вот (8) Чесменскую колонну (9) установленную в память о военных победах (10) спрятать не смогли.
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 13. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
(1) Уральские сказы (2) в обработке замечательного русского писателя П. П. Бажова, объединённые в сборник (3) Малахитовая шкатулка (4), рассказывают о волшебной силе искусства уральских мастеров и о вечных ценностях — любви, верности, свободе от власти золота. В Екатеринбурге установлен памятник писателю и открыт (5) дом-музей (6). Один из сказов Бажова стал основой для музыки С. С. Прокофьева к балету (7) Каменный цветок (8).
Ответ: _____________
ВАРИАНТ 14. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки.
Между станциями метро (1) Сокол (2) и (3) Аэропорт (4) установили шпиль на новое здание, названное (5) Триумф-Палас (6). Оно расположено вдоль (7) Ленинградского шоссе (8) и многие его путают со знаменитыми сталинскими высотками. В 2003 году дом вошёл в (9) Книгу рекордов Гиннесса (10) как самое высокое здание в Европе.
Ответ: _____________
1 | 1234 |
2 | 1256 |
3 | 345678 |
4 | 456789 |
5 | 5678 |
6 | 123479 |
7 | 1278 |
8 | 1278 |
9 | 1278 |
10 | 1789 |
11 | 56 |
12 | 56 |
13 | 123478 |
14 | 1234910 |