Школьный тур олимпиады
по русскому языку
2017-2018 учебный год
6 класс
Дорогие участники олимпиады!
Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей лингвистической эрудиции, языковую интуицию, умение рассуждать и выражать собственное мнение.
Работа включает десять заданий разного типа: лингвистические тексты, в которых вы, опираясь на школьные знания, указываете нужные термины или языковые примеры; лингвистические задачи, в которых вам нужно не только вспомнить какие-то сведения из уроков русского языка, но и провести анализ предложенного языкового материала, прийти к самостоятельным выводам; творческие задания.
Выполняя задания, внимательно читайте формулировку. Не спешите отказываться от выполнения задания, если оно показалось вам сложным. Формулировка задания часто содержит подсказки, учитывая которые, вы сможете понять способ решения лингвистической задачи. Помните, что даже за частично выполненное задание вы можете получить баллы. Старайтесь рассуждать и грамотно, точно, полно выражать свои мысли.
На выполнение работы отводится 60 минут.
Работу выполняйте на листах с заданиями.
Можно использовать черновик, его нужно будет сдать вместе с работой. Задания, выполненные на черновике, не проверяются. В черновике задания можно делать в любом порядке.
Пишите аккуратно.
Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.
Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.
Желаем успешной работы!
Итого баллов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итог |
| | | | | | | | | | | | |
Задание 1. Поставьте ударения в словах.
Красивее, положил, партер, щавель, начала (глагол), балуешься, звонит, красивее, форзац, кухонный.
Задание 2. Сколько звуков [Ц] в предложении? Подчеркните букву(ы), обозначающие этот звук.
Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск.
Задание 3. Выделите в словах приставки.
Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка
Задание 4. Разберите слова по составу. Подчеркните слово, которое отличается от других по своему составу? Обоснуйте свой ответ.
Дочка, почка, внучка, штучка, печка.
Обоснование:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Подберите имена существительные к данным словам.
Карий | Коричневый |
Крепкий | Сильный |
Горячий | Горючий |
Кромешный | Полный |
Задание 6. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
Витязь- _____________________________________________________________
Чета-_______________________________________________________________
Седины- ____________________________________________________________
Град - ____________________________________________________________
Задание 7. Найдите и подчеркните лишнее слово, объясните свой выбор.
Колесо, колесить, колобок, околица, околачиваться, околеть, колесница, кольчуга.
Объяснение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Объясните значение фразеологизмов.
Мозолить глаза - ______________________________________________________
Точить лясы - ______________________________________________________
Клевать носом - _____________________________________________________
Сесть в калошу - _____________________________________________________
Авгиевы конюшни - ___________________________________________________
Ящик Пандоры - __________________________________________________
Задание 9. Придумайте предложения со словами вокруг, раненый, надо, стать так, чтобы эти слова были разными частями речи, и укажите, какими частями речи они являются в этих предложениях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Перед Вами формы вежливого обращения, принятые в разных странах. Объясните, где и к кому так принято обращаться.
Леди - _____________________________________________________________
Мадам - ___________________________________________________________ _
Месье - _____________________________________________________________
Мисс- ____________________________________________________________
Мадемуазель - ______________________________________________________
Пан - _____________________________________________________________
Сеньор - ___________________________________________________________
Синьор - ___________________________________________________________
Фрау - ___________________________________________________________
Фрейлейн - _________________________________________________________
Сэр - ______________________________________________________________
Задание 11. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхаузена вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Шли мы как-то в Инд…ю на большом к..рабле. Погода была отлич(?)ная.
Но, когда мы ст…яли на як…ре у какого-то остр…ва поднялся ураган. Буря нал…тела с такой силой, что вырв…ла на остр…ве несколько тыс…ч(?) д…ревьев и пон…сла их прямо к обл…кам.
Огромные деревья, весивш…е сотни пудов, л…тели так высоко над землёй, что (с)низу к…зались какими-то пёрышками.
А чуть только буря кон(?)чилась каждое дерево упало на своё преж(?)нее место и сразу пустило корни так что на остр…ве не осталось никаких сл…дов ур…гана. Уд…вительные д…ревья, не правда ли?
Задание 12. Подчеркните грамматические основы предложений.
Землю подморозило.
Беспокойный ветерок за собой манит.
И морозец молодой освежает лица.
Нам с тобой в денёк такой дома не сидится.
Как лебяжьим пухом пышным, тропку к дому замело.