ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Обучающий эпизод 1
Цель: научиться использовать множество различных стратегий для развития памяти и выбрать наиболее эффективную стратегию для выполнения различных видов заданий.
Обзор: сначала обучающий эпизод рассматривает представление о памяти в контексте повседневной жизни, затем концентрируется на том, как она используется в школе. Перед ознакомлением с рядом техник, проверяется способность запомнить и вспомнить, затем техники отрабатываются в небольших упражнениях до того, как будут применять при выполнении более сложных заданий на память. К концу урока учащиеся должны быть в большей степени осведомлены о стратегиях по развитию памяти таких как, повторение, игра «спрятать и найти» и задания на группирование.
Предложения
Техники для развития памяти
Повторение: Повторение слова снова и снова, пока вы не сможете вспомнить его когда пожелаете.
Игра «спрятать и найти»: Информация скрывается или изменяется, затем вы пытаетесь вспомнить ее и запомнить то, что вы хотите запомнить без возможности ее просматривать.
Задания на группирования: Формирование групп путем нахождения связей между
частями того, что запоминается, и присвоение каждой группе
заголовка.
Формирование фрагментов: Разделение больших объемов информации для
запоминания на более мелкие, легко запоминаемые «фрагменты».
Техника похожа на технику формирования группы.
Ассоциации: Запоминание незнакомого, путем связывания его с тем, что уже хорошо знакомо.
Мнемоника: Придумывание запоминающейся фразы или предложения, в котором начальная буква каждого слова соответствует начальной букве в слов, которые вы пытаетесь запомнить. Например, чтобы запомнить последовательность цветов на радуге, существует предложение: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Цепочка образов/ «Прогулка по памяти»: Запомните список слов или объектов,
придумав историю, в которой встречаются эти слова в определенном
порядке.
Подробное описание обучающего эпизода 1
Разминка
- Попросите учащихся подумать о памятных моментах в жизни, например, о первых днях в младших или в старших классах, дни рождения, обсудите их воспоминания в классе. Спросите их о том, где они были в определенные моменты в прошедшем месяце, используя время и даты. Сравните, насколько хорошо учащиеся запоминают различную информацию, и некоторые из учеников могут запоминать информацию более эффективно в сравнении с остальными.
Основной обучающий эпизод
- До начала занятия, убедитесь, что вы учли специфическую цель обучения, которая требует от учащихся использования их памяти, готовой к изучению сразу после проведения данного обучающего эпизода. Вероятно, вы захотите представить это учащимся до преподавания нижеследующего эпизода так, чтобы учащиеся могли провести связь между тем, что они выполняют сейчас, и тем, как они будут это применять.
- Начните с выяснения, что класс думает о том, что делает одну информацию более запоминающейся, и объясните важность способности запоминать вещи как для успешного обучения в школе в целом, так и к вашему предмету в частности.
- Объясните, что способность запоминать и вспоминать, является частью процесса запоминания.
- Покажите учащимся около 20 объектов, их можно продемонстрировать на столе, либо интерактивной доске или просто в списке. Объясните ученикам, что в течение трех минут они должны запомнить все объекты, и учитель проверит, насколько они запомнили слова через три минуты. Позвольте учащимся попытаться вспомнить предметы и записать их, затем откройте стол.
- Стимулируйте учащихся обмениваться опытом, пытаясь запомнить и вспомнить объекты и стратегии, которые они использовали.
- Во время предоставления обратной связи, поделитесь опытом по использованию стратегий запоминания, включая одну или две техники: повторение, задание на группирование информации, мнемонику, «прогулки по памяти» или ассоциации (смотрите на обратной странице) и покажите учащимся, как их применять на практике.
- Выделите определенное время для того, чтобы помочь учащимся понять, как работают техники и насколько они полезны, дав им возможность отрабатывать техники, выполняя различные задания, например, запоминание последовательности планет в солнечной системе, запоминание простых чисел или запоминание станций на ветке метро в Лондоне.
- Предоставьте учащимся возможность выполнить задание на запоминание еще 20 объектов, при этом указывая на важность применения одной из стратегий, которые были отработаны.
- Обсудите с учащимися, какие техники могли быть полезными, в каких областях они применимы как на вашем предмете, так и на других предметах.
Мета-познание
- Обсудите с классом важность памяти в успешном обучении. Спросите учащихся, как они запоминают пройденный материал, пытаются ли они использовать определенные стратегии запоминания, помогающие им в этом.
Обучающий эпизод 2
Цель: развивать память, изучая более сложные способы запоминания информации и удержания ее в долгосрочной памяти и понимании.
Обзор: обучающий эпизод отвечает на вопрос, почему повторение является эффективной техникой. Эпизод также подробно рассматривает возможный процесс для запоминания таким образом, чтобы он запоминался и использовался во время воспоминания. Учащиеся должны быть в большей степени организованными в подходе для запоминания информации к концу эпизода.
Предлагаемые источники
Пелманизм, или парная игра - заключается в раскладывании карточек со словами или картинками в ряд, в виде прямоугольника или в случайном порядке (количество карт может быть различным для видоизменения задания в соответствии с потребностями учащихся). Учащиеся переворачивают карту и пытаются найти подходящую пару. Когда пара была найдена, ее убирают. Учащийся или группа, нашедшая большее количество парных карточек, выигрывает.
Время, затраченное на повторение изученного списка во второй день
|
20
15
10
5
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пасьянс на развитие памяти - учащимся раздается набор объектов или коллекция картинок. На выполнение задания - запомнить как можно больше объектов - дается одна или две минуты. Затем объекты или картинки накрываются. Учащиеся зарабатывают очки при воспоминании как можно большего количества объектов/картинок. Задание можно разнообразить, убрав один или несколько объектов из коллекции, а учащиеся должны указать какой из объектов отсутствует.
Методика эффекта (Эббингауз)
8 16 24 42 53 64
Количество повторений списка в первый день
Рис. 8. 1 Объяснение эффекта Эббингауза
Подробное описание обучающего эпизода 2
Разминка
- Играйте в парную игру (смотрите описание выше) всем классом или в группах.
Основной обучающий эпизод
- Расскажите учащимся определенную информацию о предмете или картинке, которую они должны будут запомнить и применить на экзамене.
- Дайте им несколько минут, чтобы запомнить максимально возможное количество информации, напоминая об учебном эпизоде 1, и проверьте их память при помощи техник, с которыми учащиеся ознакомились ранее.
- Спросите учащихся о том, какие техники они только что применили, если применили, и почему они выбрали именно их.
- Попросите учащихся сделать прогноз, какое воздействие будет оказано на их память, если информация будет представлена им для запоминания повторно с одинаковой продолжительностью.
- Покажите учащимся информацию, проверьте их память снова, и запишите результаты в таблице.
- Повторите предыдущий этап пять раз, и запишите результаты в таблицу эффект Эббингауза и продемонстрируйте их классу (смотрите рис 8.1). Обсудите, какие выводы можно сделать об обучении запоминанию в школе при изучении различных предметов.
- Выясните причины, почему повторение является успешной техникой запоминания.
- Продемонстрируйте научные данные, сопутствующие обсуждаемой теории посредством создания физической модели нейронной сети. Хороший метод физической презентации этого является медленное выливание мерного стакана воды на конец поддона с песком. Наблюдая дорожку воды, углубление желобков, и распределение воды на песке, связать это с тем, как повторение помогает создавать новые нейронные соединения и воспоминания.
- Применяйте стратегию группирования, то есть найти способ группировать части информации, которую они пытаются запомнить посредством обнаружения общих связей, чтобы помочь им вспомнить информацию более эффективно.
- Попросите учащихся придумать заголовки созданным ими группам, а затем сделать пометки под каждой озаглавленной группой. Объясните, что это является примером «фрагментации» информации на легко запоминаемые части и заметки являются важной частью развития их памяти.
- Наконец, предоставьте учащимся возможность проанализировать их «фрагментированные» записи, затем снова протестируйте их память.
Мета-познание
1. Обсудите с классом и выясните, с какими трудностями сталкиваются учащиеся в школе, пытаясь организовать и эффективно использовать свою память. Сделайте особый акцент на сложности в организации множества уроков по разным предметам и временем между ними; например, урок английского языка по расписанию проводится в первой половине вторника, а следующий урок только в пятницу.
2. Попросите учащихся высказать мнение о том, дает ли школьное расписание возможность эффективно развивать память и применять знания.
Перенос навыков и знаний
- Важно напоминать студентам об этих навыках и областях знаний во время объяснения новой темы на разных школьных предметах.
- При изучении языков: обратите внимание на важность и развитие использования техники повторений во время изучения нового лексического материала.
- В математике: внедряйте мнемонику в запоминания и воспоминания формул.
- На уроках английского языка: стратегии по развитию памяти полезны и помогают учащимся запоминать различные поэтические техники, используемые поэтами.
р