Задание 1
Тема: «Воздух»
Цель эксперимента: исследовать как сопротивление воздуха влияет на падение предметов.
Оборудование: листы бумаги, монета, карточки с заданиями.
Ход эксперимента
Задание:
- Допишите выводы и расскажите о результатах опытов.
Условие: Поднимай оба предмета на одинаковую высоту. Обведи в руках у девочки тот предмет, который падал быстрее.
Опыт 1.
- Возьми два тетрадных листа. Один держи в горизонтальном положении, другой – в вертикальном. Опусти их одновременно.
- Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? ______________________________________________________
- Воздух давит на него (снизу или сверху?) __________________.
- Почему второй лист падает быстрее?
Второй лист падает ребром, и поэтому воздуха под ним (меньше или больше?) _________________ .
Вывод: Воздух вокруг нас, и он (давит или не давит?) _______________ на все предметы.
Опыт 2.
- Возьми тетрадный лист и скомканный тетрадный лист. Опусти их одновременно.
- Почему скомканный лист упал быстрее?
____________________________________________________________
____________________________________________________________ ____________________________________________________________ .
Опыт 3.
Возьми в руки кружок из бумаги, совпадающий по размеру с монетой, и монету. Опусти их одновременно.
- Почему монета упала быстрее?
- Монета (легче или тяжелее?) _______________ кружка бумаги.
Вывод: Чем тяжелее предмет, тем (меньше или больше?) ____________________ он испытывает сопротивление воздуха.
Общий вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это интересно!
Современные конструкторы бумажного моделирования проводят международные соревнования по длительности полёта бумажных самолётиков. Победителем становится тот, чей самолёт дольше продержится в воздухе. В 1998 году был установлен новый рекорд – 27,6 секунд полёта самолёта в помещении. Его занесли в книгу рекордов Гиннеса.
Вопрос для размышления!
- Зачем самолёту крылья?
Задание 2
Экспериментальная задача
- Прочитайте. Ответьте на вопрос.
«Уменьшится ли испарение воды из стакана, если на поверхность воды налить подсолнечное масло?»
Гипотеза: ______________________________________________________________________
План опыта:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где можно использовать это свойство?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чём педагогическая ценность данного задания?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 3
Тема: «Синонимы. Употребление синонимов в речи».
Цель: Определить какую роль выполняют синонимы в речи.
Ход эксперимента
1. - Прочитайте отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца …», определите тип текста, найдите и подчеркните слова-синонимы.
«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут.
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»
2. - Проведём эксперимент. Представим, что синонимов в тексте не будет.
«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут». Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»
- Чем второй текст отличается от первого?
- Каких ошибок в построении текста-повествования помогли избежать синонимы?
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Тема: «Синонимы. Употребление синонимов в речи».
Цель: Определить значение синонимов в тексте.
Ход эксперимента
- Прочитайте. Найдите в тексте синонимы.
«От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы. Тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи».
Г. Граубин
- Замените слово изумрудная (капля) словом зелёная.
- Как от этого изменится текст?
Наблюдения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Эксперимент «Нити и бусины»
Цель: Определить количество промежутков, выявить связь количества бусин и промежутков.
Ход исследования
На нити размещаем несколько бусин и подсчитываем количество промежутков, результаты заносим в таблицу.
Исследование нити с бусинами с открытыми концами.
_________________________
Количество бусин | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество промежутков | | | | |
Вывод: количество бусин _____________________, чем промежутков.
Исследование нити с бусинами на концах.
___________________
Количество бусин | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество промежутков | | | | |
Вывод: количество бусин ______________________, чем промежутков.
Исследование замкнутой нити с бусинами
Количество бусин | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество промежутков | | | | |
Вывод: количество бусин ______________________ количеству промежутков.
Общий вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где можно использовать результаты эксперимента?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________