5 класс. Как строится текст. Типы речи. Описание как тип речи
Прочитайте текст, в котором пропущены прилагательные.
Вышел я на полянку. Вот где благодать-то!
Вся поляна в цветах. Словно разноцветные бабочки расселись и греются в (…) лучах весеннего солнца.
Вот большие (…) ромашки. Они растопырили белые лепестки, точно глядят вам в лицо. А розовый клевер совсем иной: он так и прячет свою (…) стриженую головку в (…) траве. И тут же склонились большие лиловые колокольчики. А рядом в траве одуванчики на (…) ножках и в серых паричках.
Я оглянулся кругом, и на душе стало так хорошо, так радостно! Какая (…) поляна!
(По Г. Скребицкому)
Творческое списывание. Вставьте на месте пропусков прилагательные, которые будут уместны и выразительны в создании образной картины. После записи текста сравните получившиеся варианты друг у друга. Обсудите их.
Объясните, как выбранные вами прилагательные влияют на восприятие текста. Подумайте, как изменился бы текст, если бы в нем не было прилагательных.
Определите основную тему и идею текста. Озаглавьте текст.
Какие чувства и эмоции вызывает у вас этот текст?
Представьте, что вы оказались на этой поляне. Опишите свои ощущения и впечатления.
Сравните описание растений в тексте с реальными фотографиями и описаниями. Обсудите, почему автор использует сравнение цветов с бабочками. Какие ещё художественные приемы использует автор для создания яркого образа поляны?
Предложите идеи, как можно сохранить красоту и разнообразие луговых цветов.
Разработайте памятку для туристов о правилах поведения на природе. Придерживаетесь ли вы написанных вами правил?
6 класс. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению.
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 4.
Новые джинсы
– Мама, мне нужны новые джинсы, а то старые мне уже стали малы, – утром перед школой сказал Петя.
– Хорошо, – ответила мама. – Зайди, пожалуйста, в магазин и подбери ту пару, которая тебе понравится.
Возвращаясь из школы, Петя зашел в торговый центр и сразу же увидел джинсы своей мечты. Они стоили 2400 рублей. «Дорого», – подумал Петя. Но тут к нему подошел продавец и сказал, что до конца месяца в магазине действует акция: «Вторые джинсы – за полцены».
После обеда Петя зашел на сайт и обнаружил, что в интернет–магазине такие же джинсы продаются за 1900 рублей.
Петя рассказал маме о ценах на джинсы.
– Лучше, наверное, купить две пары, – сказал он.
– Но тебе ведь нужна одна, – ответила мама.
Разговор услышал папа. Его заинтересовала акция торгового центра на джинсы.
– А давайте купим по акции вторые джинсы мне. Я ведь планировал эту покупку, но собирался сделать её в следующем месяце.
И папа начал считать: так в торговом центре эти джинсы стоят 2400 рублей. До конца месяца в магазине действует акция: «Вторые джинсы – за полцены». В интернет-магазине такие же джинсы сейчас продаются за 1900 рублей.
Определите тему и основную идею текста. Выделите ключевые слова и фразы, которые помогают понять суть происходящего.
Найдите в тексте слова и выражения, связанные с темой «покупки». Объясните значение слов «акция», «цена», «интернет-магазин».
Сколько денег потратит Петя на одну и две пары джинсов в торговом центре и в интернет-магазине? Заполните таблицу.
Где продаются | Сколько стоит |
1 пара джинсов | 2 пары джинсов |
Торговый центр | | |
Интернет-магазин | | |
– Какие слова в тексте указывают на стоимость товара?
– Найдите в тексте все имена числительные. Определите их разряд по значению (количественные, порядковые).
Где выгоднее купить одну пару джинсов и где выгоднее купить две пары? Дайте развернутый ответ. Объясните, как работают акции типа "второй товар за полцены". В каких ситуациях такие акции могут быть выгодными, а в каких – нет?
Какие советы полезны для принятия решения о покупке одной пары джинсов? Поставьте знак «V» в каждой строке.
| Совет | Полезный | Бесполезный |
1 | Две пары джинсов всегда лучше, чем одна, так как джинсы могут порваться и тогда все равно придется покупать еще одни. | | |
2 | Петя еще растет, и он может не успеть износить две пары джинсов. | | |
3 | Раз такая замечательная цена, то можно купить две пары, а не одну | | |
4 | Вместо второй пары джинсов можно купить что-то нужное кому-то еще, а у Пети ведь есть и другие брюки. | | |
Придумайте рекламный слоган для магазина джинсов. Проведите дискуссию на тему «Покупки в интернете: плюсы и минусы».
Сколько денег сэкономит семья, если папа купит джинсы по акции в этом месяце, а не в следующем, при условии, что в следующем месяце акция в магазине закончится? Впишите соответствующие суммы вместо пропусков.
По сравнению с покупкой в следующем месяце в торговом центре семья сэкономит _____________ рублей.
По сравнению с покупкой в следующем месяце в интернет-магазине семья сэкономит _____________ рублей.
– Обсудите, как правильно планировать бюджет при покупках.
Придумайте продолжение истории, в котором Петя и его семья принимают окончательное решение о покупке джинсов.
Составьте бюджет семьи, учитывая покупку джинсов, используйте количественные и порядковые числительные, связанные с покупками в магазине.
6 класс. Правописание личных окончаний глагола. Правописание н/нн в прилагательных
Вставьте буквы – постройте график
4
1
-И-
-Е-
-У-/-Ю-
-А-/-Я-
6
2
Ты завис_шь Он свищ_т Они бор_тся Они слыш_т Они кле_т | Он стел_т Он разбуд_т Они скач_т Она колыш_тся Они стро_т |
-Н-
4
1
-ЕНН-
-ЯН-
-ИН-
-АН-
Вставьте буквы – постройте график
6
2
С деревя__ых подмостков Песча__ая буря Журавли__ый крик В лу__ых перьях Огне__ый язык | Тума__ый взгляд Водя__ой жёлоб Государстве__ая граница Ледя__ой приём Кожа__ый пояс |
Определите, в каких из данных словосочетаний прилагательные употреблены в переносном значении. Объясните значение этих словосочетаний.
5 класс. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации
Представьте, что вы – блогер, который делится впечатлениями о своём дне. Опишите каждую картинку простым распространённым предложением, используя разную интонацию и цель высказывания. Подумайте, какие эмоции вы хотите передать своим подписчикам.