СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по функциональной грамотности 5-6 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по функциональной грамотности 5-6 кл»

5 класс. Как строится текст. Типы речи. Описание как тип речи

Прочитайте текст, в котором пропущены прилагательные.

Вышел я на полянку. Вот где благодать-то!

Вся поляна в цветах. Словно разноцветные бабочки расселись и греются в (…) лучах весеннего солнца.

Вот большие (…) ромашки. Они растопырили белые лепестки, точно глядят вам в лицо. А розовый клевер совсем иной: он так и прячет свою (…) стриженую головку в (…) траве. И тут же склонились большие лиловые колокольчики. А рядом в траве одуванчики на (…) ножках и в серых паричках.

Я оглянулся кругом, и на душе стало так хорошо, так радостно! Какая (…) поляна!

(По Г. Скребицкому)

  1. Творческое списывание. Вставьте на месте пропусков прилагательные, которые будут уместны и выразительны в создании образной картины. После записи текста сравните получившиеся варианты друг у друга. Обсудите их.

  2. Объясните, как выбранные вами прилагательные влияют на восприятие текста. Подумайте, как изменился бы текст, если бы в нем не было прилагательных.

  3. Определите основную тему и идею текста. Озаглавьте текст.

  4. Какие чувства и эмоции вызывает у вас этот текст?

  5. Представьте, что вы оказались на этой поляне. Опишите свои ощущения и впечатления.

  6. Сравните описание растений в тексте с реальными фотографиями и описаниями. Обсудите, почему автор использует сравнение цветов с бабочками. Какие ещё художественные приемы использует автор для создания яркого образа поляны?

  7. Предложите идеи, как можно сохранить красоту и разнообразие луговых цветов.

  8. Разработайте памятку для туристов о правилах поведения на природе. Придерживаетесь ли вы написанных вами правил?

6 класс. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 4.

Новые джинсы

– Мама, мне нужны новые джинсы, а то старые мне уже стали малы, – утром перед школой сказал Петя.

– Хорошо, – ответила мама. – Зайди, пожалуйста, в магазин и подбери ту пару, которая тебе понравится.

Возвращаясь из школы, Петя зашел в торговый центр и сразу же увидел джинсы своей мечты. Они стоили 2400 рублей. «Дорого», – подумал Петя. Но тут к нему подошел продавец и сказал, что до конца месяца в магазине действует акция: «Вторые джинсы – за полцены».

После обеда Петя зашел на сайт и обнаружил, что в интернет–магазине такие же джинсы продаются за 1900 рублей.

Петя рассказал маме о ценах на джинсы.

– Лучше, наверное, купить две пары, – сказал он.

– Но тебе ведь нужна одна, – ответила мама.

Разговор услышал папа. Его заинтересовала акция торгового центра на джинсы.

– А давайте купим по акции вторые джинсы мне. Я ведь планировал эту покупку, но собирался сделать её в следующем месяце.

И папа начал считать: так в торговом центре эти джинсы стоят 2400 рублей. До конца месяца в магазине действует акция: «Вторые джинсы – за полцены». В интернет-магазине такие же джинсы сейчас продаются за 1900 рублей.

  1. Определите тему и основную идею текста. Выделите ключевые слова и фразы, которые помогают понять суть происходящего.

  2. Найдите в тексте слова и выражения, связанные с темой «покупки». Объясните значение слов «акция», «цена», «интернет-магазин».

  3. Сколько денег потратит Петя на одну и две пары джинсов в торговом центре и в интернет-магазине? Заполните таблицу.

Где продаются

Сколько стоит

1 пара джинсов

2 пары джинсов

Торговый центр



Интернет-магазин





– Какие слова в тексте указывают на стоимость товара?

– Найдите в тексте все имена числительные. Определите их разряд по значению (количественные, порядковые).

  1. Где выгоднее купить одну пару джинсов и где выгоднее купить две пары? Дайте развернутый ответ. Объясните, как работают акции типа "второй товар за полцены". В каких ситуациях такие акции могут быть выгодными, а в каких – нет?

  2. Какие советы полезны для принятия решения о покупке одной пары джинсов? Поставьте знак «V» в каждой строке.


Совет

Полезный

Бесполезный

1

Две пары джинсов всегда лучше, чем одна, так как

джинсы могут порваться и тогда все равно придется

покупать еще одни.



2

Петя еще растет, и он может не успеть износить две

пары джинсов.



3

Раз такая замечательная цена, то можно купить две

пары, а не одну



4

Вместо второй пары джинсов можно купить что-то

нужное кому-то еще, а у Пети ведь есть и другие брюки.





  1. Придумайте рекламный слоган для магазина джинсов. Проведите дискуссию на тему «Покупки в интернете: плюсы и минусы».

  2. Сколько денег сэкономит семья, если папа купит джинсы по акции в этом месяце, а не в следующем, при условии, что в следующем месяце акция в магазине закончится? Впишите соответствующие суммы вместо пропусков.

По сравнению с покупкой в следующем месяце в торговом центре семья сэкономит _____________ рублей.

По сравнению с покупкой в следующем месяце в интернет-магазине семья сэкономит _____________ рублей.

– Обсудите, как правильно планировать бюджет при покупках.

  1. Придумайте продолжение истории, в котором Петя и его семья принимают окончательное решение о покупке джинсов.

  2. Составьте бюджет семьи, учитывая покупку джинсов, используйте количественные и порядковые числительные, связанные с покупками в магазине.

6 класс. Правописание личных окончаний глагола. Правописание н/нн в прилагательных

Вставьте буквы – постройте график

4

1

-И-

-Е-

-У-/-Ю-

-А-/-Я-


































































































3



5



7


8


9


10



6

2



  1. Ты завис_шь

  2. Он свищ_т

  3. Они бор_тся

  4. Они слыш_т

  5. Они кле_т

  1. Он стел_т

  2. Он разбуд_т

  3. Они скач_т

  4. Она колыш_тся

  5. Они стро_т



-Н-

4

1

-ЕНН-

-ЯН-

-ИН-

-АН-

Вставьте буквы – постройте график
































































































3



5



7


8


9


10



6

2





  1. С деревя­__ых подмостков

  2. Песча__ая буря

  3. Журавли__ый крик

  4. В лу__ых перьях

  5. Огне__ый язык

  1. Тума__ый взгляд

  2. Водя__ой жёлоб

  3. Государстве__ая граница

  4. Ледя__ой приём

  5. Кожа__ый пояс

Определите, в каких из данных словосочетаний прилагательные употреблены в переносном значении. Объясните значение этих словосочетаний.

5 класс. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Представьте, что вы – блогер, который делится впечатлениями о своём дне. Опишите каждую картинку простым распространённым предложением, используя разную интонацию и цель высказывания. Подумайте, какие эмоции вы хотите передать своим подписчикам.