Просмотр содержимого документа
«Задержка психического развития»
Задержка психического развития
Учитель-логопед Жаркова М.А
Томск 2019
Задержка психического развития ( ЗПР ) — это замедление темпа развития психики , которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
В чем же проявляется? - Незрелость эмоционально-волевой сферы -нарушение внимания, восприятие, памяти -нарушения речи -отставание в развитии всех форм мышления
Причины Неблагоприятное течение беременности: болезни матери во время беременности хронические заболевания матери токсикозы, особенно второй половины беременности; интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору. Патология родов: травмы асфиксия новорожденных и ее угроза. Социальные факторы: педагогическая запущенность
Типы ЗПР 1 . конституционального происхождения 2.соматогенного происхождения 3.психогенного происхождения 4.церебрально-органического происхождения
ЗПР конституционального происхождения . -Ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы(психический инфантилизме). Психический инфантилизм - это не болезнь, комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. -несамостоятелен, -тяжело приспосабливается к новым для него условиям, -часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; -для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. -к школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. -ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. -его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.
ЗПР соматогенного происхождения - ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики. - семьи с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию ребенка
ЗПР психогенного происхождения . Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. -неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. -гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка.
ЗПР церебрально-органического происхождения . Прогноз не благоприятен. -являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. -минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности .
Спасибо за внимание