1б 6в.Задержка психологического развития. Понятие, этиология, систематика
ЗПР – это временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных психический функций (познавательной или эмоционально-волевой сферы) в результате действия биологических и социальных факторов.
ЗПР – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
Существенные признаки ЗПР:
- происхождение ЗПР бывает биологическое и социальное
- обратимость дефектов к норме
- порциональность нарушений или единичность нарушений.
В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблогаприятные условия и, главным образом органическая недостаточность нервной системы.
Стойкая задержка развития имеет органическую природу. Многие исследователи в качестве причин выделяют:
- хронические соматические заболевания матери, начавшиеся еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щетовидной железы)
- патология беременности(травмы беременной плода, тяжелые интоксикации организма вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; токсикозы; токсоплазмоз; инфекции(краснуха, паротит, грипп), несовместимость плода и матери по резус-фактору)
- болезни плода
- асфиксию и родовые травы
- ранние (а первые 1-2 года жизни) поснатальные заболевания( дистрофирующие инфекционные заболевания 0 в первую очередь, желудочно-кишечные, мозговые травмы, и тд).
Впервые изучением феномена ЗПР начали заниматься клиницисты. Термин «Задержка психического развития» был предложен Г.Е.Сухаревой. Она отмечала у данной категории замедленный темп психического развития, личностную незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности, по структуре и количественным признакам отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Считается, что ЗПР может быть первичной и вторичной и что она имеет различную динамику. Возникая в результате временно действующих вредностей, ЗПР может иметь временный обратимый характер и полностью ликвидируется через ускоренную фазу созревания и запоздалую фазу развития. В структуре резидуально-органической мозговой недостаточности ЗПР проявляется в недоразвитии отдельных функций или в ее компенсации другими, иногда аскелерированными функциями.
Классификация с выделением нескольких групп задержи темпа психического развития на основании соотношения эндогенных и экзогенных факторов формирующих это состояние, предложена М.В. Коркиной, Н.Д.Лакосиной, А,Е. Личко:
- дизонтогенные формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием;
- формы, обусловленные органическим поражением мозга на ранних стадиях онтогенеза
- интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем возрасте
- интеллектуальная недостаточность связанная с нарушением анализаторов.
М.С. Повзнер опубликовала классификацию ЗПР, включающая следующие клинические варианты:
- психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной сферы
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-с годы. Исходя из этиологического принципа К.С. Лебединская выделила 4 основных вариантов ЗПР: ЗПР церебрально-органического генеза (Церебрально-органическая недостаточность прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР – как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики.), ЗПР конституционального происхождения(котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.), ЗПР соматогенного происхождения(котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.), ЗПР психогенного происхождения(Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.)
. В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
II блок 4 вопрос
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.
С.Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента как метода исследования:
1. в эксперименте в отличие от наблюдения исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
2. экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
3. в эксперименте возможно последовательное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
4. эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных данных (табл.2).
Варианты психологического эксперимента
Лабораторный-Искусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры.
Естественный-Обычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает их естественности для испытуемого.
Полевой- Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной
Констатирующий- Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего свойства или качества на данный момент.
Формирующий (обучающий, воспитывающий) -Направленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — Повторный эксперимент, разработанный для того, чтобы повторить и подтвердить результаты предыдущего исследования
Экспериментальная выботра и способы ее создания: формирование выборки испытуемых должно отвечать следующим критериям: содержательному критерию, который заключается в том, что подбор группы испытуемых должен соответствовать предмету и гипотезе исследования; критерию эквивалентности испытуемых, который заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, должны распространяться на всех без исключения членов выборки, для чего при формировании группы испытуемых следует учесть все значимые характеристики объекта исследования; критерию репрезентативности, который заключается в наличии в группе лиц, участвующих в эксперименте, представителей всей генеральной совокупности, на которую будут распространяться результаты эксперимента.
Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор.
Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ: 1) План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия. 2) План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. 3) План Соломона используется при проведении эксперимента на четырех группах.