СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием.»

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: Р.р.Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием.

Цели и задачи:

  • подготовить учащихся к написанию подробного изложения по фрагменту из лекции Кабалевского;

  • развитие навыков слушания и осмысления классической музыки;

  • профилактика суицида среди подростков.

Оборудование: аудиозапись 3 симфонии Бетховена, учебники «Русская речь: Развитие речи. 8 класс».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя русского языка, сообщение целей и задач урока.


-Цель нашего урока – подготовиться к подробному изложению по фрагменту из лекции композитора и педагога Д.Б.Кабалевского.

Учитель музыки:

-Д.Б. Кабалевский – советский композитор, педагог, общественный деятель. Он автор книг «Как рассказывать детям о музыке», «Про трёх китов». Кабалевский был основателем и редактором журнала «Музыка в школе».

2. Чтение фрагмента лекции Д.Б.Кабалевского

- Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Звучит фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена (около минуты громко, потом звук делается тише). На магнитную доску крепится лист «Оркестр судна». Чтение текста продолжает учитель музыки:

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.

Учитель музыки:

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство…

– Все музыканты судового оркестра "Титаника" играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...

3. Беседа с учащимися, проверка первичного восприятия текста.

Учитель русского языка:

- О чём вы узнали, слушая фрагмент из лекции Кабалевского? Определите его тему.

(«Титаник» и музыка)

- Какие строки важны для понимания идеи фрагмента?

(учащиеся пересказывают последний абзац текста)

-Сам Бетховен говорил: «Музыка является более высоким откровением, чем всяческая мудрость и философия».

-Прослушанный вами фрагмент можно назвать текстом?

-Что является характерной особенностью текста?

(название или его возможность, тема, основная мысль, делимость на части, связность, композиционная завершённость, стилистическое единство)

-Как же можно озаглавить текст?

Среди предложенных названий выбирается одно, учащиеся записывают его в тетрадь. Например, «Последний концерт на «Титанике».

-Почему для своего последнего в жизни концерта музыканты выбрали музыку именно Бетховена? Почему он назван героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать историю его жизни.

4. Краткий языковой анализ текста.

-Откройте учебники «Русская речь» на странице 79-ой, найдите упражнение 120-ое, перечитайте текст. Композиция текста близка к композиции рассказа. Здесь можно определить экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Укажите эти элементы в тексте.

-Справиться с изложением всегда помогает план. Он может быть цитатным.

План

  1. Сообщение газет о гибели «Титаника».

  2. Паника на корабле. «Спасти удастся … не всех».

  3. «…на палубу вышли музыканты симфонического оркестра».

  4. «Заиграли Третью симфонию Бетховена».

  5. «…музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество».

  6. «Она звучала, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами…»

  7. Могучая сила музыки.

-Определите стиль текста, тип речи.

-В тексте 7 абзацев, 5 из них заканчиваются многоточием. Почему?

-Как называется синтаксическое средство выразительности речи, связавшее между собой 3 и 4 абзацы? (композиционный стык)

-Какой связью – цепной или параллельной - связаны многие предложения в тексте? (цепная связь)

-Какие синтаксические конструкции преобладают в тексте? (простые осложнённые предложения)

-Какие обособленные члены есть в данном тексте? Найдите такие предложения, поясните знаки препинания.

5. Словарно-орфографическая работа.

Предназначенный для регулярных пассажирских рейсов, айсберг, катастрофа, симфонический оркестр, неустанный, смертельно раненный, сумасшествие, душевное равновесие.

6. Повторное чтение текста.

7. Написание изложения.

8. Рефлексия

-Какие чувства и эмоции возникли у вас на уроке?

-Какой вывод для себя сделали, узнав о жизни Бетховена, о гибели «Титаника»?